Оглавление

SuSchwPz073.jpg SuSchwPz074.jpg
Общий вид комплекта аппаратуры для наблюдения и стрельбы из танков в ночных условиях. Ночной прицел-приставка в разобранном виде.
SuSchwPz075.jpg

Принципиальная схема ночного прицела-приставки.

Инфракрасный прицел (приставка) крепился на маске пушки (с помощью втулки, вставленной в увеличенное отверстие для телескопического прицела и приваренной к маске пушки) таким образом, что обеспечивалось совмещение оптических осей приставки и прицела ТШ-17. Благодаря жесткому соединению инфракрасной приставки с маской орудия, положение ее оптической оси относительно оси орудия (и, соответственно, оси телескопического прицела) оставалось неизменным при различных углах наводки.

Для ведения стрельбы ночью использовалась шкала прицела ТШ-17. Эта возможность обеспечивалась тем, что приставка имела однократное увеличение. Поле зрения приставки равнялось 12°, ее длина составляла 426 мм, диаметр входного зрачка — 135 мм, выходного зрачка — 20 мм, а масса — 10,7 кг.

В качестве источника питания для электронно-оптического преобразователя приставки применялся высоковольтный вибропреобразователь с выходным напряжением постоянного тока 280—445 В. Первичным источником питания служила бортовая сеть танка напряжением 26 В. Преобразователь располагался в брезентовой укладке, предназначавшейся для патронов ДШК, рядом с электроприводом поворота башни, под распределительным щитком. На крышке вибропреобразователя крепился переключатель.

Для подсветки целей использовался танковый инфракрасный прожектор (диаметр параболического отражателя — 450 мм, мощность лампы — 1000 Вт) со светофильтром (состоял из переднего сплошного купольного стекла и заднего плоского стекла, составленного из секторов — стекло марки КС-13), обеспечивавший видимость таких целей, как танк или автомашина на дистанции 400 м. Корпус прожектора изготавливался из силумина. Наводка прожектора производилась одновременно с пушкой, поскольку прожектор монтировался непосредственно на ее броневой маске (с помощью специальной плиты, болтов и кронштейна, приваривавшегося к маске). Расстояние между прожектором и прицелом равнялось 0,8 м. Крепление прожектора (масса 30 кг) обеспечивало его легкое снятие и возможность транспортировки в рабочем (боевом) положении. В походном положении прожектор перевозился в специальном деревянном ящике. В случае необходимости (при размещении прожектора на маске пушки) он мог закрываться защитным брезентовым чехлом.

Электропровода от переключателя к прожектору и от вибропреобразователя к прицелу (приставке) были проложены в нише башни под люлькой пушки и выведены наружу через правое отверстие маски пушки (спаренный пулемет ДШК был демонтирован).

Время, необходимое для подготовки аппаратуры к работе (включение и выключение питания с помощью переключателя), составляло 1—2 с. От начала включения до получения в прицеле изображения требовалось 3—5 с. После выключения питания изображение сохранялось на линзе прицела в течение 5—10 с.

Установка прицела (приставки) и прожектора на танке силами трех членов экипажа производилась за 3 мин (из-за большой массы прожектора).

Пользование ночным прицелом (приставкой) при отыскании целей и наблюдения за ними было удобным, поскольку не требовало изменения положения наводчика (было таким же, как при использовании прицела ТШ-17). Однако, в связи с тем, что при наличии инфракрасной приставки сетка со шкалами в прицеле ТШ-17 была не видна, требовалась ее постоянная подсветка. Установка угла прицеливания или упреждения по шкале боковых поправок производились так же, как при наблюдении через штатный телескопический прицел.

Ночной прицел (приставка) обеспечивал наблюдение за местностью при движении танка по неровной и извилистой дороге со скоростью 7—10 км/ч, а по прямой и ровной дороге — до 12—15 км/ч (несколько ниже, чем при наблюдении непосредственно через прицел ТШ, поскольку поле зрения ночного прицела было на 4° меньше, чем у ТШ).

На испытаниях после пробега 20 км для проверки прочности комплекта инфракрасной аппаратуры произвели 7 выстрелов из пушки. Как при пробеге, так и в ходе стрельбы, никаких изменений в установке прицела (приставки) не обнаружили.

При замере предельных дальностей до видимых целей в зимних условиях на снежном покрове через штатный и ночной прицелы такие цели, как танки и автомашины, были видны на дистанции до 100 м, а группа людей — до 70 м. Однако изображения объектов получались нечеткими, расплывчатыми, что не позволяло отличить танк от автомашины. Полученные результаты испытаний не соответствовали заданным ТТТ, согласно которым дальность четкого видения танков, автомашин и других целей должна была составлять не менее 600 м.

По аналогичной схеме был выполнен и ночной прибор наблюдения механика-водителя, который отличался от ночного прицела (приставки) только окулярной частью. Для вождения танка по-походному ночной прибор наблюдения монтировался на кронштейне снаружи танка перед люком механика-водителя. Подсветка местности осуществлялась двумя фарами с инфракрасными фильтрами, которые устанавливались на лобовых скулах корпуса машины.

SuSchwPz076.jpg

Установка прибора ночного видения механика-водителя на танке ИС-4. НИИБТ полигон, 1948 г.

Оглавление