Стрельба из зенитного пулемета ДШК танка ИС-4 по наземным и воздушным целям. Район г. Челябинска, апрель-июнь 1947 г.
Помимо повышенного шума от работы вентиляторов системы охлаждения, большой загазованности боевого отделения пороховыми газами, недостаточной обзорности с места механика-водителя, отмечались следующие недостатки:
- забор воздуха для питания двигателя через боевое отделение создавал большой воздушный поток через люки корпуса и башни (особенно через люк механика-водителя). При этом все члены экипажа обдувались потоком холодного воздуха, а при движении по снегу механик-водитель еще и забрасывался снежной пылью;
- существующая компоновка агрегатов машины затрудняла доступ к ним при техническом обслуживании (масляный фильтр, воздухоочиститель); для выемки аккумуляторных батарей требовалось снять баллоны ППО, а очистка трансмиссионного отделения от пыли была практически невозможна;
- принятое расположение выпускных патрубков приводило к тому, что вся кормовая часть корпуса покрывалась сажей и через 1—2 ч работы двигателя становилась черной;
- при перезарядке или устранения задержек спаренного пулемета ДШК исключалась стрельба из пушки, так как ее приходилось приводить на угол возвышения 10—12°;
- неудачная конфигурация башни из-за наличия кругового замана, особенно в передней части;
- отсутствие в ЗИП машины необходимых съемников для демонтажа агрегатов и домкратов — для использования при проверке опорных катков.
Один из выявленных недостатков не касался конструкции машины, а относился к средствам связи — танковым шлемофонам, которые оказались исключительно неудобными, легко продувались и не защищали голову от холода.
Постановлением Совета Министров СССР №701-270 от 18 февраля 1949 г. (приказ министра транспортного машиностроения №69 от 19 февраля 1949 г.) производство ИС-4 на ЧКЗ официально прекратили до устранения выявленных дефектов. Кроме того, заводу надлежало к 1 мая 1949 г. предъявить Министерству вооруженных сил СССР на контрольные испытания 12 доработанных танков ИС-4, а также внести соответствующие изменения в конструкцию ранее выпущенных машин, находившихся как на заводе, так и в войсках.
Помимо улучшения конструкции агрегатов трансмиссии танка, ЧКЗ должен был улучшить очистку его боевого отделения от пороховых газов при стрельбе из основного оружия за счет установки второго вентилятора и устранить задержки (захват гильз) при стрельбе из спаренного пулемета ДШК. Кроме того, заводу поручалось представить для обстрела опытный образец башни танка с двумя вентиляторами и улучшенной установкой спаренного пулемета, который до данного времени так и не был испытан.
В связи с тем что ЧКЗ только в марте 1949 г. приступил к работам по доводке ИС-4, указанный правительством срок предъявления машин Министерству вооруженных сил СССР был сорван. Заводу пришлось обратиться в правительство о его продлении. В результате срок представления модернизированных машин перенесли на 15 июля 1949 г. (распоряжение Совета Министров СССР №8430рс от 10 июня 1049 г.).
Тем не менее, только в августе 1949 г. ЧКЗ смог изготовить 12 улучшенных танков ИС-4 и предъявить их для проведения полигонных и войсковых испытаний. Из них две машины поступили на НИИБТ полигон, три — в Самарканд и семь — в Белорусский военный округ. Однако, хотя в конструкцию машин и внедрили 63 крупных конструктивных изменения, а их общий пробег составил 21800 км, полностью все недостатки устранить не удалось. Более того, по состоянию на 1 января 1950 г. не была проверена надежность дизеля В-12 в условиях низких температур окружающего воздуха.
Вследствие поздней сдачи 12 танков ИС-4 на испытания и необходимости конструктивной доработки некоторых узлов машины по их результатам, чертежи на модернизированный вариант танка завод смог представить для согласования и утверждения только в декабре 1949 г. Из-за этого ЧКЗ в 1949 г. не выполнил план ни по модернизации ранее изготовленных 66 танков, ни по изготовлению 18 модернизированных машин.
Другой причиной задержки в отработке технической документации послужило то обстоятельство, что в период с ноября 1949 г. по январь 1950 г. практически весь коллектив СКБ-2 был переключен на выпуск рабочих чертежей легкого танка «Объект 740» и бронетранспортера на его базе «Объект 750». Кроме того, в 1949 г. в СКБ-2 приступили к разработке нового тяжелого танка «Объект 730».
Лишь в 1950 г. внедренные в конструкцию танка ИС-4 улучшения внесли в его техническую документацию, утвержденную совместным решением Министерства транспортного машиностроения и ГБТУ ВС. Одновременно в течение этого года велась подготовка производства к выпуску модернизированных танков ИС-4М и отработка чертежно-технической документации по проведению модернизации ранее выпущенных машин (приказ министра транспортного машиностроения СССР №572 от 23 октября 1950 г.).
Дальнейшая работа по устранению конструктивных недостатков танка ИС-4 велась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №7871-2121 от 12 декабря 1950 г. (приказ министра транспортного машиностроения №669 от 16 декабря 1950 г.). Завершение этих работ было намечено на 1 октября 1951 г.
В 1951 г. ЧКЗ выпустил небольшую партию модернизированных танков ИС-4М и провел доработки остальных машин выпуска 1947— 1949 гг. (в том числе 139 танков, поступивших из войск). В декабре того же года производство ИС-4М было прекращено. Все мероприятия по усовершенствованию конструкции машины и ее модернизации на завершающем этапе проводились под руководством нового заместителя главного конструктора завода и начальника СКБ-2 И.С. Кавьярова.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №8028рс от 9 апреля 1952 г. чертежно-техническая документация по танку ИС-4 до 1 сентября 1952 г. была заложена в мобилизационный резерв. Несмотря на это, корректировка технической документации и чертежей танка ИС-4М (с учетом конструкции новых разрабатываемых тяжелых танков) осуществлялась вплоть до 1957 г. С 1955 г. она велась под руководством главного конструктора завода П.П. Исакова.