Постановка дымовой завесы танком ИС-3 с использованием аппаратуры ТДА. | Установка аппаратуры ТДА в танке ИС-3. |
В 1959 г. НИИБТ полигон провел на танке ИС-3 испытания
одного из вариантов системы ТДА конструкции ЦЭЗ №1 с целью определения
надежности работы системы. По результатам испытаний в конструкцию ТДА в соответствии с требованиями НТК ГБТУ был внесен ряд усовершенствований, также проверенных НИИБТ полигоном в 1960 г. в танке ИС-3. К числу основных изменений относились:
- введение управления ТДА только от механика-водителя с использованием двух кнопок (включения и выключения);
- замена сложного по конструкции электромагнитного клапана МКТ-12АМ и пробкового крана электромагнитными кранами. Оба крана размещались на днище танка в боевом отделении. Доступ к ним осуществлялся через специальный лючок с легкосъемной крышкой в полу боевого отделения;
- трубопроводы подачи топлива от насоса БНК к форсункам крепились в развале блока двигателя с помощью специальных хомутиков на шпильках крепления головки блоков. В месте подсоединения к форсункам трубопроводы имели дуговой компенсатор. Наличие компенсатора в стальном трубопроводе обеспечивало снижение тепловых и вибрационных напряжений в металле трубопровода и соединительных узлов;
- в целях исключения подтекания дизельного топлива и повышения пожарной безопасности изменили штатную конструкцию уплотнения правой и левой выпускных труб с патрубками.
Проведенные испытания показали, что при постановке дымовой завесы в случае, когда был открыт кран правой группы топливных баков, общая продолжительность дымопуска составляла 50 мин при сравнительно равномерной выработке топлива из обеих групп топливных баков. При работе из левой группы топливных баков общая продолжительность дымопуска снижалась до 30 мин. Указанные продолжительности дымопусков получили при движении танка на четвертой и пятой передачах и промежутках времени между отдельными дымопусками 10—15 мин. Средний расход топлива при постановке дымовых завес составлял 10 л/мин, длина непросматриваемой части дымовой завесы — от 346 до 485 м, высота — от 8 до 10 м, ширина — в пределах от 10 до 20 м.
Доработанной образец системы ТДА был рекомендован для изготовления опытной партии на ремонтных заводах с последующим проведением испытаний в войсках.
С введением в состав оборудования серийных машин комплекта ОПВТ отработка аналогичного оборудования была выполнена и для танка ИС-3М. Чертежно-техническую документацию по переоборудованию машины для подводного вождения в 1963 г. выполнило конструкторское бюро 7 БТРЗ (г. Киев).
В состав оборудования, получившего обозначение ОПВТ-703 и согласованного с заводом-изготовителем (ЧТЗ), входили вновь разработанные узлы уплотнений: погона башни, входных люков (командира, заряжающего, механика-водителя), вращающейся башенки командира, вентилятора башни, кормовой части корпуса с крышей МТО, труб балансиров и направляющих колес, а также воздухопитающая труба.
Конструкция уплотнения погона башни танка ИС-3 была аналогична конструкции уплотнения погона башни Т-10М («Объект 272») — резиновое кольцо, затягиваемое с помощью тросового привода. Уплотнение такой же конструкции использовалось и на вращающейся башенке командира танка. Для герметизации смотрового прибора командирской башенки устанавливалось дополнительное защитное стекло. На смотровой прибор механика-водителя также надевался уплотняющий чехол со стеклом.
Уплотнение крышек входных люков экипажа в башне и корпусе осуществлялось с помощью резиновых прокладок, проложенных по периметру люков. В связи установкой уплотнений входных люков башни претерпели изменения ручки крышек люков и упоры их замков. Также изменили конструкцию установки вытяжного вентилятора башни, поскольку его уплотнение осуществлялось с помощью быстросъемной крышки. Для постановки крышки и ее снятия вентилятор монтировался на открывающемся фланце, который крепился с помощью петли и двух стопоров.
С целью герметизации откидной кормы корпуса и крыши МТО использовались прокладки из губчатой резины, устанавливавшиеся под броневые листы, а для входных и выходных жалюзи МТО — пять откидных уплотняющих крышек на петлях. В закрытом положении крышки жалюзи удерживались специальными защелками, штоки которых были выведены наружу крышек для обеспечения возможности открытия их вручную, а также контроля полноты срабатывания. Открытие крышек после преодоления водной преграды производилось с помощью реле РП-2 и торсиона, при этом крышки поворачивались на своих осях на угол 150—180°.
Уплотнение труб балансиров обеспечивалось введением специальных уплотнений в кронштейнах балансиров (вместо сальника и резинового кольца в большой втулке балансира), направляющих колес — с помощью резиновых колец в кривошипах механизмов натяжения и крышек, уплотняющих кронштейны колес изнутри корпуса машины.
Установка узлов ОПВТ-703 на танке ИС-3.