Оглавление

SuSchwPz004.jpg

Танки ИС-3 на учениях. На первых двух машинах дульный тормоз снят. 1950-е гг. Боевая масса — 46 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 122 мм, 1 пулемет — 7,62 мм, 1 пулемет— 12,7 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 40 км/ч.

Однако работы по размещению унитарных 122-мм выстрелов и проверочной укладки их макетов показали невозможность размещения данных выстрелов и отсутствие удобства использования вследствие ограниченных внутренних объемов башни177. Что касается введения спаренного крупнокалиберного пулемета ДШК, то для его установки требовалась переделка башни, подвижной бронировки, а также изменение укладки снарядов и зарядов (гильз). В связи с большим объемом требуемых изменений в конструкции башни эту работу в 1946 г. прекратили.

Производство танков ИС-3 с усовершенствованным электроприводом поворота башни было организовано в соответствии с постановлением СНК СССР №3217-985 от 30 декабря 1945 г. (приказ НКТП №8 от 17 января 1946 г.). Конструкцию электропривода конструкторское бюро ЧКЗ разработало совместно с заводом №255 Наркомтрансмаша по принципиальной схеме Леонардо в сочетании с устройством командирского управления башней, предложенного Опытным заводом №100. Монтаж привода на первых 50 танках ИС-3 был выполнен ЧКЗ в марте 1946 г. С 1 апреля того же года электропривод поворота башни с командирским целеуказанием устанавливался на всех выпускавшихся машинах.

Работы по повышению защищенности танка на поле боя велись в направлении усиления его защиты от кумулятивных снарядов (гранат) и противоминной стойкости, а также создания огнегасительной установки (системы ППО).

С целью повышения подвижности машины были развернуты исследования по совершенствованию силовой установки (увеличение надежности работы двигателя, эффективности системы охлаждения, отработка и испытание воздухоочистителей с автоматическим удалением пыли, пародинамического подогревателя). Приступили к созданию электромеханической трансмиссии («Объект 707») и гусениц высокой износоустойчивости — не менее 3000 км.

В ходе эксплуатации танков ИС-3 выпуска 1945 г. выявился перегрев двигателя в условиях, при которых двигатели танков ИС-2 работали нормально. Проведенные в конце 1945 г. сравнительные полигонные испытания танков ИС-2 и ИС-3 подтвердили данный факт.

Система охлаждения двигателя танка ИС-3 отличалась от системы охлаждения ИС-2, главным образом, конструкцией и размерами воздушного тракта (особенно входа и выхода охлаждающего воздуха), а также конструкцией воздушно-масляных радиаторов. КБ ЧКЗ внесло ряд изменений в конструкцию системы охлаждения двигателя танка ИС-3 и внедрило их в серийное производство на танках выпуска 1946 г. Сравнительные полигонные испытания машины пробегом, состоявшиеся в том же году, подтвердили эффективность проведенных мероприятий.

В танках ИС-3 последнего года выпуска, в отличие от машин первых серий, устанавливались два воздушно-масляных радиатора, располагавшихся перед вентиляторами, вместо четырех воздушно-масляных радиаторов, монтировавшихся за вентиляторами. Это позволило получить большие внутренние сечения воздушного тракта системы охлаждения двигателя за счет сокращения высоты внутренних топливных и масляного баков. Выпускные трубы выполнили удобообтекаемой формы и улучшили конфигурацию коллекторов воздушных вентиляторов. Кроме того, были даны рекомендации по размещению десанта на машине в летнее время (при температуре окружающего воздуха +20 — 30°С), поскольку его расположение на крыше МТО (входных жалюзи для охлаждающего воздуха) при больших нагрузках двигателя могло привести к его быстрому перегреву.

SuSchwPz005.jpg

Система охлаждения танка ИС-3 выпуска периода 1945 г. (вверху) и 1946 г.

SuSchwPz006.jpg

177 В последующем работа по использованию 122-мм унитарных выстрелов была проведена в отношении самоходной установки «Объект 249». Опытный образец этой САУ прошел испытания на НИИБТ полигоне в 1946 г.

Оглавление