Первые тракторы в коммуне «Красные орлы». Алтай, 1928 г.
В частности, отмечалось: «Керосиновый трактор Мак-Кормик 15-30 HP тракторного завода Международной Компании Жатвенных Машин согласно производственной разбивке его деталей на основные сборочные единицы состоит из 96 групп, 26 комплектов и 2-х механизмов. Объединение этих сборочных единиц осуществляется соединением их болтами с гайками путем крайне элементарных сборочных операций и не требует применения никаких специальных приспособлений и инструмента и ограничивается использованием только нормального инструмента, каким являются коловороты и ключи.
Нефтяной трактор Аванс 15-30 HP шведского завода нефтяных двигателей «Аванс» состоит из 16 групп, 6 комплектов и 2-х механизмов; главная же масса деталей не может быть объединена в сборочные единицы, вследствие чего монтаж их осуществляется на главной линии, если только так возможно назвать ее при подобных условиях сборки. При сборке необходимо пользоваться большим числом специальных приборов и приспособлений и большим количеством специального рабочего инструмента. Сборка требует высокой квалификации рабочих и крайне затруднена вследствие исключительных геометрических неудобств.
Сопоставляя результаты разбивки деталей обоих тракторов на сборочные единицы, видны явные преимущества конструкции Мак-Кормик и это преимущество будет особенно ясно, если привести количество рабочего времени, затрачиваемого на заводах Международной Компании Жатвенных Машин и «Аванс» на сборку их тракторов.
На заводе Международной Компании Жатвенных Машин полная сборка трактора Мак Кормик занимает в общей сложности 12 часов, тогда как на заводе «Аванс» штат сборочного цеха составляет 70 человек рабочих сборщиков, выпускающих в один день один трактор, что при 8-ми часовом рабочем дне соответствует 560 часам, причем некоторое количество сборочных единиц приходит на сборку в готовом (собранном) виде и вследствие этого время их сборки в общую сборку не вошло. Этими сборочными единицами являются: лубрикатор, клапанная коробка, пусковой маховичек, нефтяной насос и проч., на что требуется также довольно значительное время».
Представитель военного ведомства И.Р. Карачан особо подчеркнул положительные качества трактора «Интернационал»:
«1/ Стандартный вертикальный четырехцилиндровый двигатель с нормальным водяным охлаждением.
2/ Меньший вес трактора на единицу мощности.
3/ Удачный подбор передаточных чисел в коробке.
4/ Хорошее сочетание трактора с трехкорпусным плугом.
5/ Работа в борозде.
6/ Только три пары передаточных шестерен.
7/ Легкость управления.
8/ Универсальность машины.
9/ Шариковые подшипники на коленчатом валу.
10/ Простая система смазки.
11/ Полная доступность механизмов для осмотра и ремонта.
12/ Дешевый ремонт.
Все эти качества, практически проверенные, дают машине предпочтение перед трактором Ойл-Пулл.
При оборудовании специального завода для постройки тракторов относительная сложность «Интернационала» не представляет неудобств для постановки массового производства и не ведет к особому удорожанию фабрикации, требуя для этого стандартных материалов; хорошие же качества машины, ее прочность, надежность, простота в обращении и легкий ремонт делают трактор «Интернационал» вполне подходящим типом для производства на специальном тракторном заводе.
Рассматривая трактор с военной точки зрения, как машину для механической тяги и для транспорта, выбранный тип трактора может считаться наилучшим по сравнению с двумя другими: скорость его является наибольшей, что особенно важно для военного ведомства, причем устройство коробки передач позволяет дальнейшее увеличение скорости при замене передаточных шестерен другими; трактор удобно и без особых переделок может обратиться в гусеничный тип, каковой для военного ведомства является наиболее желательным».
Возведение цехов СТЗ.
По результатам ВКИТ в конце 1925 г. и в начале 1926 г. состоялось несколько совещаний, на которых в качестве объекта серийного производства был выбран «Интернационал».
Тракторы «Интернационал» (International) и сельхозмашины фирмы «Мак-Кормик-Диринг» (Me Cormick-Deering) производства Международной компании жатвенных машин (Internationl Harvester Company) активно использовались в народном хозяйстве нашей страны и заслужили репутацию надежных и простых в обслуживании.
Выпускались две модели тракторов «Интернационал» — «10/20» и «15/30». Конструкция этих тракторов была сходной; они различались габаритами и мощностью силовой установки. Позднее, к началу 1930-х гг., осуществлялись закупки модели «22/36», которая отличалась более мощным двигателем, иной конструкцией грунтозацепов на ведущих колесах и применением принудительной системы охлаждения двигателя. В качестве образца для производства была выбрана модель «15/30».
Советский трактор представлял собой условно метризованную копию американского прототипа и также назывался «15/30», а в ряде случаев — «СТЗ», или «Интернационал постройки СТЗ». С пуском завода-дублера за трактором закрепилось название СХТЗ, или СХТЗ-15/30.