Оглавление

Новое задание

В 1947 г. Г.Н. Москвину, как начальнику конструкторской группы ОГК Филиала опытного завода №100, дали задание обосновать идеи плавучести применительно к гусеничным машинам.

Здесь следует отметить, что Г.Н. Москвину зачастую поручались для изучения актуальные, но малоизученные вопросы танкостроения, поскольку он обладал способностями трезвой оценки и достаточной интуицией, чтобы найти свежие, нестандартные решения.

Как уже упоминалось, еще в декабре 1945 г., сразу после возвращения Г. Н. Москвина в Ленинград, им прорабатывался проект безбашенного плавающего артсамохода. Но финалом стал отказ от проекта, поскольку арт-самоход по массе не соответствовал категории тяжелых машин, разрабатываемых на ЛКЗ.

Исследования плавучести начались с исторического экскурса и первичного поиска информационных материалов. Но особое внимание было уделено факторам, влияющим на сопротивление движению на плаву, а также способам реализации силы тяги и конструкциям водоходных движителей. Определенный интерес представляло масштабное моделирование объектов.

Отечественный опыт создания плавающих танков (амфибий) в систематизированном виде отсутствовал. Зарубежный передовой опыт практически полностью отсутствовал.

При всем конструктивном многообразии типов водоходных движителей приемлемыми были признаны только два: с гребными винтами и водометами. Причем последние еще находились в стадии совершенствования и внедрения в легкое судостроение. Движение с помощью воздушных винтов, специальных гусениц, на воздушной подушке и пр. еще не получило должного теоретического и практического обоснования.

Неутешительные итоги

Постановлением Совета Министров СССР №701-270 от 18 февраля 1949 г. были подведены итоги работ по созданию в течение шести лет нового послевоенного поколения тяжелых танков. Согласно новым ТТТ, подготовленным НТК ГБТУ, принципиальным отличием их от уровня ТТТ танков ИС разработки 1943-1944 гг. было значительное возрастание боевой массы. Танк ИС-4 («Объект 701»), разработанный СКБ-2 ЧКЗ, возлагавшихся на него надежд не оправдал.

Выпускался ИС-4 неритмично из-за выявленных в производстве и в эксплуатации крупных конструктивных и производственных дефектов. Отмечались ненадежная работа дизельмотора мощностью 750 л.с. и планетарной трансмиссии, разрушение подшипников опорных катков, направляющих колес и т.д. Особые нарекания вызывала необеспеченность условий работы экипажа: недостаточная очистка боевого отделения от газов при стрельбе, высокая запыленность боевого и других отделений машины, ненадежная радиосвязь и пр.

Несмотря на проведенные мероприятия по устранению конструктивных недостатков, машина оставалась ненадежной, гарантийный срок службы (200 ч) обеспечен не был. В итоге постановлением правительства от 18 февраля 1949 г. танк ИС-4 в декабре 1951 г. сняли с производства на ЧКЗ и заложили в мобрезерв.

По танку ИС-7 был выявлен главный недостаток: его боевая масса достигла 69 т при утвержденных 65 т. Имелся также ряд других существенных недостатков, в результате чего работы по проектированию и производству образцов этого танка были прекращены, а проектно-техническая документация, чертежи и изготовленная оснастка заложены в мобилизационный резерв.

С должности директора ЧКЗ был снят И.М. Зальцман. Об истинных причинах этого решения можно только догадываться.

Последний танк семейства «ИС»

Постановлением Совета Министров СССР от 18 февраля 1949 г. Министерство транспортного машиностроения обязывалось не позднее 21 февраля 1949 г. приступить к разработке нового тяжелого танка. Исполнителями были определены Кировский завод в Челябинске и ВНИИ-100. Главный конструктор - Ж.Я. Котин.

Отдельным пунктом было записано: «Положить в основу проектирования агрегаты, узлы, вооружение и габариты ИС-4, а системы бронезащиты и построения корпуса - с ИС-3».

С момента возвращения в Ленинград Г.Н. Москвин был введен в штат ОКБ филиала Опытного завода №100 сначала ведущим инженером-конструктором, затем старшим инженером объекта и с февраля 1947 г. начальником конструкторской группы ОГК. В связи с образованием ВНИИ-100 Г.Н. Москвин с 4 июня 1949 г. - начальник КБ отдела №20 ВНИИ-100 (ВНИИ-МТрМ).

Как вспоминал впоследствии Г.Н. Москвин, прекращение работ над ИС-7 стало тяжелым ударом по престижу коллектива Опытного завода и его ленинградского филиала.

Контрольное взвешивание опытных образцов ИС-7 свидетельствовало о значительном превышении массы танка по сравнению с заданной. В целях минимизации допущенного просчета принимались меры, зачастую абсурдные. Так, ряд корпусных деталей, в том числе принятую башню танка повторно ставили на станок, чтобы снять в пределах допуска лишнюю часть металла. При сборке контрольной машины на нее ставились узлы и агрегаты минимальной массы. При сборке гусеницы прибегали к взвешиванию каждого трака, принятого ОТК, и наиболее легкие помечали особой краской, чтобы из них комплектовать гусеницу зачетного танка. И все-таки уложиться в заданные 65 т не удалось.

Основные проектные работы по созданию нового танка было решено выполнять в Челябинске. Но оттуда с 1944 г. за пять лет переехала в Ленинград значительная часть основного инженерного состава ЧКЗ и завода №100. Одной из первых задач стало формирование группы конструкторов для работы на ЧКЗ. С 23 февраля 1949 г. в Челябинск командировали 41 человека. В их числе были А.С. Ермолаев, Г.С. Ефимов, Г.Н. Москвин, П.П. Исаков, А.П. Калье, А.С. Шнейдман, К.Н. Ильин, М.И. Рыбин, К.И. Буганов и другие. 26 февраля эта группа выехала в Челябинск. Общее руководство проектными работами было возложено на Ж.Я. Котина - главного конструктора ЛКЗ и одновременно директора и главного конструктора филиала завода №100.

MoskvinG049.jpg

Тяжелый танк Т-10

Оглавление