Конструктивные недостатки KB были хорошо известны конструкторам ЧКЗ. Поэтому еще летом, в ходе работ по КВ-13, в СКБ-2 под руководством заместителя главного конструктора Н.Л. Духова началось проектирование новой модификации тяжелого танка КВ.
Этот танк, получивший обозначение КВ-1С, характеризовался уменьшенной толщиной брони борта и днища. Конфигурация машины была изменена за счет уменьшения размеров башни и высоты корпуса в кормовой части. Конструктивные решения узлов и деталей трансмиссии и ходовой части также пересмотрели в сторону уменьшения их размеров и массы. Пятиступенчатая коробка передач, как ненадежная и морально устаревшая, подлежала замене на 8-скоростную (как на КВ-13). Изменили главный фрикцион и опорные катки, уменьшили ширину гусеницы. Кроме того, в гусеничной ленте устанавливались траки (через один) с гребнями и без них. Двигатель остался прежний — В-2К.
Компоновка боевого отделения подверглась существенным изменениям. Эту важную работу выполнял Григорий Николаевич Москвин. В танке КВ-1 наводчик размещался слева от пушки, командир и заряжающий — справа. В КВ-1С место командира танка перенесли на левую сторону башни и над ним (на крыше башни) установили неподвижную командирскую башенку с пятью зеркальными смотровыми приборами для кругового обзора.
В танке КВ-1 монтаж пушки осуществлялся через окно в передней стенке башни. Сначала внутрь башни заводилась казенная часть орудия, а затем корытообразная бронировка, закрывающая переднюю часть установки пушки и спаренного с ней пулемета, крепилась изнутри башни болтами по периметру окна.
В КВ-1С орудие на стенде с помощью цапф устанавливалось непосредственно в броневом корыте на двух приваренных щеках. Далее броневое корыто вместе с пушкой крепилось к башне с помощью болтов. Это намного сокращало время монтажа пушки в башне.
За новаторское выполнение проекта танка КВ-1С Г.Н. Москвина наградили орденом «Знак Почета».
В результате проведенных мероприятий боевая масса танка КВ-1С снизилась до 42,5 т (вместо 47,5 т у КВ-1), а максимальная скорость возросла с 35 до 43 км/ч. Но достигнуто это было в основном за счет снижения уровня броневой защиты.
20 августа 1942 г. постановлением ГКО танк КВ-1С приняли к серийному производству. Но, как показали дальнейшие события, существенного изменения в расстановку сил на фронте это не внесло. По боевым возможностям (главным образом — по броневой защите) могущество KB несколько снизилось, а показатели подвижности (проходимости, скорости) — повысились. Но в целом технический уровень модернизированного танка остался практически прежним, хотя качество изготовления КВ-1С было выше, чем у предшественника.
На фронте в период боев на Курской дуге основу вооружения танковых частей и соединений Красной Армии составляли танки Т-34-76 и даже легкие Т-70 с пушками калибра 45 мм. В небольшом количестве в боях принимали участие также английские тяжелые танки Мк IV «Черчилль», поставленные по ленд-лизу. Количество новых тяжелых танков КВ-1С и самоходных установок СУ-152 (на базе КВ-1С), вооруженных 152,4-мм пушками-гаубицами, было еще незначительным. Однако эффект от их применения был достаточно внушительный, особенно СУ-152.
Еще в декабре 1942 г. работа по танку КВ-13 возобновилась объединенными силами конструкторов СКБ-2 ЧКЗ и КБ опытного завода. Ведущим инженером машины в тот период был М.Ф. Балжи. Общую компоновку и компоновку боевых отделений с новыми орудиями выполнял Г.Н. Москвин. Спроектировали два варианта опытного танка.
Танк, получивший наименование «Иосиф Сталин» и индекс ИС №1 («Объект 233»), был вооружен 76,2-мм пушкой Ф-34. Второй опытный образец танка ИС №2 («Объект 234») оснащался 122-мм гаубицей У-11 (модификацией М-30).
Опытный танк ИС №1 («Объект 233»).
Опытный танк ИС №2 («Объект 234»).
Опытный танк КВ-13.
Опытный танк ИС №2 («Объект 234»)
Рис. А. Шепса.