С 8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады. В середине сентября бои шли на ближних подступах к городу. Нормальная работа на территории Кировского завода, в зоне прямого воздействия артиллерии противника, к тому же подвергавшегося регулярным налетам авиации, стала абсолютно невозможной. Для продолжения производства тяжелых танков KB еще летом 1940 г. в качестве дублера был определен Челябинский тракторный завод. Летом 1941 г. туда перебросили большую группу кировцев. Эшелонами по железной дороге были отправлены отдельные виды оборудования, станки, заготовки. Сборка танков KB в Ленинграде на Кировском заводе прекратилась к концу сентября, после того как был полностью использован задел бронекорпусов, поставлявшихся с Ижорского завода. Теперь кировцы могли выполнять лишь ремонтно-восстановительные работы на танках, получивших повреждения в боях в непосредственной близости от города. Эта работа осуществлялась бригадами рабочих в цехах Металлического завода, завода ПТО им. Кирова и на других предприятиях, расположенных на удалении от линии фронта.
Челябинский тракторный завод, введенный в строй действующих в сентябре 1932 г., носил имя Сталина. Это наименование, по предложению самого И.В. Сталина, 6 октября 1941 г. было официально заменено на «Кировский завод» (ЧКЗ). Теперь челябинцам предстояло в предельно сжатые сроки освоить крупносерийный выпуск танков. Срочному расширению танкового производства способствовало включение в состав крупнейшего танкового комбината, впоследствии известного как «танкоград», ряда эвакуированных предприятий и организаций из западных областей страны.
Григорий Николаевич в числе других конструкторов-кировцев был вывезен из блокадного Ленинграда в конце сентября. Вслед за ним в Челябинск прибыла и его семья.
Следует отметить, что характер производства на Кировском заводе в Ленинграде и на тракторном заводе в Челябинске существенно различался. Если производственный коллектив в Ленинграде складывался годами, а станочный парк и другое оборудование имели в основном универсальный характер, то в Челябинске работа была организована с использованием рабочих-операторов невысокой квалификации, а в составе станочного парка находилось много станков-автоматов и полуавтоматов.
Реорганизация рабочего процесса и освоение нового вида продукции осуществлялись параллельно. Выбирались оптимальные технологические маршруты движения деталей. Это потребовало коренного изменения размещения станочного и иного оборудования, выстраивания его по принципу последовательности операций в поточные линии. Грандиозная по масштабам работа проводилась (а это главное!) одновременно с наращиванием серийного выпуска танков.
Работа ряда подразделений конструкторов была направлена на решение неотложных задач. В частности, коррекции подлежали и типовые технологические процессы (замена механической обработки на штамповку, расширение применения электросварки, упрощение конструкции с заменой остродефицитных материалов на более доступные и т.д.). На ЧКЗ впервые в широких масштабах применили высокочастотную закалку рабочих поверхностей стальных деталей, что позволило уменьшить потребление высоколегированных сплавов.
Упомянутые выше мероприятия способствовали непрерывному повышению производительности труда, обеспечивали выпуск танков надлежащего качества.
«Артиллерийский» KB
В ходе танковых боев лета-осени 1941 г. в полной мере проявились недостатки во взаимодействии между танковыми подразделениями и частями других родов войск нашей армии. Танкисты-фронтовики часто отмечали слабую поддержку со стороны полевой артиллерии. Прицепные артиллерийские системы, буксируемые механической, а зачастую и конной тягой, были не в состоянии непрерывно сопровождать и поддерживать танки огнем.
Одна из первых попыток устранить этот недостаток была предпринята в ноябре 1941 г. Из Наркомтанкопрома последовало указание отдельным заводам спроектировать и изготовить подвижные артиллерийские средства более высокой скорострельности, чем обычный линейный танк. К работе приступили артиллеристы «Уралмаша» (УЗТМ). Подобное задание получили и в СКБ-2 Челябинского Кировского завода. В качестве базы такого «артиллерийского» танка рекомендовалось взять КВ. Ведущим конструктором КВ-7 был назначен Л.Е. Сычев. В этой работе непосредственное участие приняли Л.И. Горлицкий, Г.С. Ефимов, Н.В. Курин и другие. Блок вооружения разрабатывал Г.Н. Москвин.
Опытный образец «артиллерийского» танка КВ-7.
Установка артиллерийского вооружения в рубке КВ-7.
Вооружение машины состояло из 76,2-мм танковой пушки ЗИС-5, установленной посредине, и двух 45-мм пушек обр. 1932—1934 гг., размещенных по бокам. Все три орудия имели одну общую люльку.
Особый интерес в конструкции КВ-7 представляла схема «карданного подвеса» блока орудий в сварной броневой рубке, предложенная Г.Н. Москвиным. Расположение орудий в мощной стальной рамке обеспечивало большую компактность по сравнению с тумбовым. Углы наводки по горизонтали составляли ±7°30', по вертикали — от -5° до +15°. Боевая скорострельность пушек теперь достигала 12 выстр./мин. Обеспечивалась стрельба как из одной пушки, так и одновременно из трех, т.е. залпом.
Спроектированный таким образом «артиллерийский» танк КВ-7 практически стал первой советской самоходной установкой тяжелого, полностью закрытого типа. Рамочная конструкция установки орудий, впервые примененная в этой машине, в дальнейшем повторялась на большинстве отечественных САУ.
В начале 1942 г. КВ-7 (вместе с огнеметным танком КВ-8) был показан руководству страны в Москве. На полигоне с ним детально ознакомились военные специалисты, а потом он был продемонстрирован в Кремле.
Основной вывод, который сделали конструкторы ЧКЗ в ходе работы над КВ-7, заключался в том, что, не изменяя принципиально компоновку базового танка, можно на рамочном подвесе установить одну, но более мощную пушку. Однако в начале 1942 г. артиллерийские заводы такое орудие предложить еще не могли.