В. П. Комоедов, Председатель Комитета Государственной Думы по обороне
11 апреля 2013 г. в Государственной Думе по инициативе Комитета Госдумы по обороне состоялись парламентские слушания по вопросам использования боевых авиационных комплексов на основе самолета МиГ-31 для обеспечения Воздушно-космической обороны страны и необходимости их дальнейшего производства. В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители ВПК при Правительстве РФ, Совета Безопасности, Министерства обороны, иных государственных органов и оборонно-промышленного комплекса.
Рассмотрев вопросы, связанные с современным состоянием группировки истребителей-перехватчиков МиГ-31 ВВС Российской Федерации, а также с их модернизацией и возможным возобновлением производства, участники парламентских слушаний отметили следующее.
МиГ-31 предназначен для использования в системе ПВО и ВКО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными гиперзвуковыми летательными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитальными спутниками и космическими аппаратами) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении РЭБ.
МиГ-31 — практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах.
Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование (МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-35).
Высокая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из четырех самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Цифровая система закрытой связи обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из четырех самолетов МиГ-31, удаленных друг от друга на расстояние до 200 км. Цифровая закрытая линия обмена данными обеспечивает взаимодействие с наземным командным пунктом.
Ряд модификаций МиГ-31 оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. Характеристики американских высотных стратегических самолетов-разведчиков Lockheed SR-71, делавшие раньше эти крайне дорогостоящие самолеты неуязвимыми от истребителей ПВО, не обеспечили их выживаемость при атаках МиГ-31, что стало одной из основных причин снятия SR-71 с вооружения.
На сегодняшний день отечественных и зарубежных аналогов МиГ-31 не существует, он продолжает оставаться одним из уникальных самолетов мира.
Высокий модернизационный потенциал МиГ-31 связан с уникальными характеристиками планера и двигателей, что позволяет не только наращивать тяговооруженность, скорость и ударную мощь самолета, но и значительно увеличивать возможности размещенной на нем радиоэлектронной аппаратуры (увеличение дальности бортового локатора до 600 км, обнаружение целей по всем направлениям).
Участники парламентских слушаний основывались на том, что в современных условиях, несмотря на значительные средства, выделенные на перевооружение армии и флота, наше государство не может поддерживать военно-стратегический и военно-технический паритет с ведущими мировыми державами на соразмерной финансовой и технологической основе, особенно в области неядерных вооружений. В связи с этим они отмечают важность принятия «ассиметричных» эффективных мер с минимальными экономическими и финансовыми затратами для парирования потенциальных военных угроз безопасности государства и оптимизации военных расходов.
Особое внимание участники парламентских слушаний обратили на четко обозначенную в последнее время тенденцию выделения воздушно-космического оружия в качестве первоочередного и наиважнейшего как в существующих, так и перспективных формах и способах ведения вооруженной борьбы. Благодаря такому оружию вероятный противник получает возможность наносить скоординированные по времени и в пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России. Одновременно им предпринимаются меры, направленные на исключение возможности применения против него ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.
Это подтверждает необходимость противопоставить системе воздушно-космического нападения вероятного противника надежную систему воздушно-космической обороны нашего государства с эффективно функционирующей авиационной составляющей.
По мнению участников парламентских слушаний, одним из важнейших элементов, способным занять достойное место в системе воздушно-космической обороны, может быть использование боевых авиационных комплексов на основе глубоко модернизированных самолетов МиГ-31. Всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 при грамотно проведенной модернизации по своим тактико-техническим параметрам еще минимум 10—15 лет будет превосходить современные отечественные и зарубежные аналоги.
Участники парламентских слушаний констатируют, что данному типу самолетов будет отсутствовать конкуренция по следующим направлениям боевого применения:
- перехват и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией, стратегических летательных аппаратов-разведчиков;
- обнаружение низколетящих целей (беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и др.);
- оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
- возможность контролировать воздушное пространство по широкому фронту небольшим количеством самолетов;
- эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
- сопровождение и прикрытие авиационной и морской составляющих ядерных сил;
- уничтожение низкоорбитальных спутников противника, а также оперативный вывод спутников и их группировок массой каждого до 200 кг на орбиты 200-800 км.
В настоящее время МиГ-31 является единственным боевым самолетом, способным обеспечить прикрытие воздушного пространства Российской Федерации в Арктической зоне, в том числе объектов нефте- и газодобывающей промышленности и систем транспортировки энергоресурсов.
Следует отметить, что технология производства самолетов МиГ-31 служит основой для создания отечественных гиперзвуковых летательных аппаратов.
Существенным преимуществом является большая боевая нагрузка (более девяти тонн) и два человека в составе экипажа. Кроме того, накоплен большой опыт несения боевого дежурства самолетами данного типа в тяжелых климатических условиях.
В связи с этим участники парламентских слушаний выражают обеспокоенность тем фактом, что, несмотря на отсутствие в составе Военно-Воздушных Сил самолетов, способных решать весь спектр задач, возлагаемых на МиГ-31, их производство фактически прекращено под различными предлогами. С 1994 г., после завершения серийного производства, утрачены кооперационные связи со значительным количеством предприятий-поставщиков комплектующих изделий. Элементная база системы управления вооружением устарела. Кроме того, планируется ликвидация технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возможного возобновления работ. Следует отметить, что оснований для принятия такого решения нет.
В то же время, данные об отсутствии двигателей для этих самолетов не соответствуют действительности (в наличии 244 двигателя «на крыле» и около 700 двигателей в ремфонде).
В связи с изложенным, в целях обеспечения надежной защиты важнейших объектов Российской Федерации от воздушного нападения и повышения готовности Вооруженных Сил к отражению ударов средств ВКН, участники парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Создать комиссию с привлечением представителей Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, заводов-изготовителей с целью:
- проведения проверки технического состояния всех имеющихся в наличии самолетов МиГ-31 для их дальнейшей модернизации;
- детальной проработки возможности воспроизводства самолетов МиГ-31 с учетом задела двигателей в случае потребности в данном типе самолетов у Минобороны России большей, чем существующий авиапарк.
2. Предусмотреть включение в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 г.» раздела «Техническое перевооружение предприятий авиационной промышленности для модернизации и производства самолетов МиГ-31» в случае определения Минобороны России потребности в дополнительном количестве самолетов МиГ-31.
3. Предусмотреть возможность включения части затрат в закрытую часть Государственной программы «Социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2014-2025 гг.»
Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации:
1. В случае определения Минобороны России потребности в дополнительном количестве самолетов МиГ-31:
- определить ресурсы, необходимые для возобновления производства и модернизации МиГ-31, включая модернизацию и технологическое перевооружение производственных мощностей, наличие подготовленных кадров;
- определить необходимые объемы финансирования и сроки реализации производственных программ на подготовку производства и строительство модернизированных МиГ-31.
2. Определить объемы финансирования и сроки, необходимые для модернизации МиГ-31, находящихся в авиачастях и на консервации.
Министерству обороны Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос о передаче группировки истребителей-перехватчиков в непосредственное подчинение командованию войск ВКО;
- прекратить утилизацию самолетов МиГ-31;
- уточнить угрозы национальной безопасности Российской Федерации и степень надежности прикрытия ее воздушных границ, установить потребность в дополнительных силах и средствах, привлекаемых для обеспечения воздушно-космической обороны страны;
- определить необходимое количество самолетов данного типа, достаточное для выполнения задач по обеспечению обороноспособности государства, в том числе в Арктической зоне;
- модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 (с учетом заштатных) до принятия на вооружения новых летательных аппаратов с характеристиками, схожими или лучшими, чем характеристики самолета МиГ-31;
- определить роль, место и технический облик перспективного истребителя-перехватчика - аналога МиГ-31М для решения задач ВКО и возможность создания на его основе авиационной системы, предназначенной для уничтожения крылатых ракет до рубежа их пуска;
- сформировать тактико-техническое задание на научно-исследовательскую работу и опытно-конструкторскую работу по замене системы управления вооружением (бортовой радиолокационной системы, теплопеленгатора, прицельно-пилотажного индикатора и запросчика госопознавания), замену радиопрозрачного обтекателя на современные образцы с целью повышения возможностей обнаружения целей с малой эффективной поверхностью и выполненных по стелстехнологии;
- внести изменения в Государственную программу вооружения на период 2011—2020 гг., а также на новый программный период, предусматривающие модернизацию системы управления вооружением всех оставшихся самолетов, средств наземного контроля, а также системы подвески для применения новых и разрабатываемых образцов крылатых ракет и других видов оружия;
- внести в Государственную программу вооружения на период 2011—2020 гг. с 2014 г. раздел НИР, в котором обосновать роль, место и тактико-технические характеристики перспективного авиационного комплекса - аналога самолета МиГ-31 для решения задач ВКО;
- разработать оптимальную инфраструктуру базирования истребителей-перехватчиков исходя из угроз нанесения ударов по территории России крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, беспилотными ударными комплексами, гиперзвуковыми летательными аппаратами, самолетами стратегической и тактической авиации;
- организовать подготовку летного и инженерно-технического состава для эксплуатации и боевого применения МиГ-31.
- совместно с Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации предусмотреть при формировании Государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. разработку перспективного летательного аппарата для замены самолета МиГ-31 и включить раздел «ОКР по созданию перспективного самолета комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО»; с 2019 г. приступить к его серийному производству в количестве не менее 100 единиц.
- совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос, связанный с продлением сроков эксплуатации самолетов МиГ-31, в целях поддержания их группировки на уровне, достаточном для решения стоящих задач;
- совместно с Минпромторгом России и Сибирским отделением Российской академии наук продолжить работы по созданию летательных аппаратов на основе гиперзвуковых технологий, в том числе аэробаллистических.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- провести работу по восстановлению критических для модернизации МиГ-31 технологий, таких, как остекление кабины пилотов, возобновление производства комплектующих для ремонта двигателя, блок управления двигателями, носовой обтекатель и др. по согласованию с разработчиком и производителем самолета;
- остановить ликвидацию технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возможного возобновления работ, до определения позиции Министерства обороны Российской Федерации в потребном количестве самолетов данного типа или принятия на вооружение нужного количества летательных аппаратов с характеристиками схожими или лучшими, чем характеристики самолета МиГ-31.