![]() |
![]() |
Юбилейный знак со стилизованным изображением МТУ, посвященный 90-летию со дня создания 15 Центрального научно-исследовательского испытательного института им. Д.М. Карбышева. Выполнен по эскизам В.Д. Бобылева, Ю.П. Бондаренко, В.В. Костикова и Ф.М. Палагуты. |
Юбилейная медаль со стилизованным изображением МТУ (в центре), выпущенная к 150-летию со дня создания Военно-инженерной Академии им. В.В. Куйбышева. |
Не лишним будет заметить, что в настоящее время широко рекламируются мостоукладчики, мосты которых выполнены из стали. Однако в мостах этих машин применена особая, высокопрочная, закаленная сталь. Ремонт конструкций из такого материала с использованием электросварки требует создания особых условий и специального режима охлаждения, что в целом по ремонтопригодности не дает им существенных преимуществ перед алюминиевыми мостами.
Деформация концевых частей моста МТУ существенно не снижала возможности использования моста; при необходимости он ремонтировался на месте. Известны случаи, когда механизированные мосты ТММ (ТММ-3) из-за своей низкой применяемости в горах исключались из штатов подразделений, действующих в Афганистане, и заменялись танковыми мостоукладчиками МТУ.
После вывода советских войск из Афганистана большая часть военной техники была оставлена армии ДРА... Прошли годы, но на горных дорогах этой страны и сейчас встречаются мосты МТУ и мостоукладчиков, разработанных на его основе (МТУ-20, МТУ-72).
Выпускавшийся массово танковый мостоукладчик МТУ (К-67) стал первой советской инженерной машиной, обеспечившей решение проблемы преодоления с ходу узких преград (малых рек, оврагов, противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов и т.д.) боевыми частями Советской Армии. Мостоукладчик обладал высоким темпом установки моста (этот параметр не превзойден до настоящего времени), простотой конструкции, надежностью, высокой ремонтопригодностью, но длина и ширина моста были недостаточными. Однако в целом машина оказалась весьма удачной.

Мостоукладочная машина МТУ-20 с мостом МТУ-72.

Обслуживание мостоукладчика МТУ перед боевым выходом. Афганистан, 1980-е гг.

Мосты МТУ и МТУ-72 на перевале Саланг. Афганистан, 2002 г.
Кроме Советской Армии, МТУ в больших количествах поставлялись за рубеж (по имеющимся сведениям, в 43 страны) и состояли на вооружении многих государств. В ряде стран эти машины до сих пор в строю. В нашей стране МТУ прослужил 43 года.
Машина на практике ознаменовала собой появление нового отечественного класса переправочных средств, именующихся «танковые мостоукладчики». Изображение МТУ использовалось и используется до сих пор как один из основных символов Инженерных войск.
К сожалению, автор-инициатор танкового мостоукладчика МТУ Анатолий Федорович Кравцев, внесший основной вклад в создание машины, и ОКБ ИВ СА практически не упоминаются в современных публикациях.
Литература
1. Пояснительная записка к эскизно- техническому проекту мостового танка. -М.: ОКБ ИКСВ, 1948.-8с.
2. Карпов А.В., Лондарев А.И., Шевченко Г.В. Отчет по научно-исследовательской теме «Разборные мосты сопровождения» (Шифр РМС). - НИИИ им. Д.М. Карбышева, 1957.-98 с.
3. Шевченко Г.В., Буренков И.А. Акт испытаний экспериментального образца мостоукладчика РМБ. - НИИИ им Д.М. Карбышева, 1961. - 55с.
4. Кулбачук Р.К. Акт полигонно-войсковых испытаний разборного механизированного моста РМБ. - НИИИ им. Д.М. Карбышева, 1964. -42 с.
5. Акт приемо-сдаточных работ заводских испытаний опытных образцов ферм АФМ. - Феодосия, 1960. - 32 с.