Оглавление

MTU_K-67133.jpg

Мостосборочная машина, разработанная по теме РМС в 1956-1957 гг. на базе мостоукладочной машины МТУ.

Наиболее эффективным был признан последний вариант, который и приняли для дальнейшей разработки и довели до стадии эскизного проекта [2].

К1959 г. в ОКБ ИВ также совместно с НИМИ им Д.М. Карбышева выполнили рабочую конструкторскую документацию на мостосборочную машину, получившую наименование «Мостоукладчик РМБ». Она предназначалась для монтажа на преграду разборного моста РМБ (разборный большепролетный мост) с длиной пролета 40 м и моста ТШМ (тяжелый штурмовой мост) с длиной пролета 21 м. Разработкой конструкторской документации руководил главный инженер проекта И.А. Буренков. В 1960 г. на Опытном заводе инженерного вооружения (п. Нахабино) изготовили экспериментальный образец мостоукладчика РМБ [3].

В соответствии с приказом начальника НИИИ Д.М. Карбышева №472 от 30 ноября 1960 г. комиссия под председательством подполковника Г.В. Шевченко с 15 декабря 1960 г. по 15 января 1961 г. провела на территории института испытания экспериментального образца мостоукладчика РМБ. От ОКБ ИВ в испытаниях участвовал И.А. Буренков.

Для сборки мостов использовались складные блоки (секции) разборного моста РМБ с ездой понизу1, предложенные в НИИИ Д.М. Карбышева, разработанные ГПИ «Проектстальконструкция» и изготовленные Челябинским заводом металлоконструкций.

Мостоукладчик РМБ оснащался грузоподъемным устройством (консольным краном), аутригерами; на нем также размещались береговые опоры, секции аванбека и другое монтажное оборудование.

MTU_K-67134.jpg

Установка разборного механизированного большепролетного моста с помощью специальной мостосборочной машины на базе МТУ.

Раскрытие и складывание блоков моста РМБ осуществлялось еще на монтажно-транспортных машинах, с использованием специальных торцевых рам и лебедок. Эти операции могли выполняться параллельно с другими операциями по сборке моста. Раскрытый блок фиксировался и подавался грузоподъемным устройством мостоукладчика на сборочную раму, находящуюся над кормовой частью крыши мостоукладчика и обеспечивавшую точное ориентирование блока в оси собираемого моста, после чего он пристыковывался к блоку, установленному ранее.

По результатам испытаний комиссия отмечала:

«1. Принятая в проекте кинематическая схема сборки и наводки разборного моста большого пролета (40 м) из отдельных складных секций является работоспособной. Все основные операции по сборке и наводке моста выполнены и не вызывают затруднений, применяемые для их выполнения средства механизации и приемы вполне обеспечивают (после доводки) достаточно высокий темп сборки моста (не более 1,5 ч)...»

После проведения успешных испытаний экспериментального образца, по постановлению Совета Министров СССР от 30 мая 1960 г., материалы исследований и конструкторская документация по мостоукладчику РМБ были переданы в Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ, г. Омск), где в 1960 г. началась соответствующая ОКР. В результате был изготовлен опытный мостоукладчик, обеспечивающий установку моста ТШМ, с дополнительным оборудованием, позволяющим собирать мосты из блоков РМБ. Это изделие | получило наименование «Разборный механизированный мост «РМБ».

В акте испытаний разборного механизированного моста РМБ, проходивших с 7 мая по! 30 июля 1964 г. в районе г. Чебаркуль, отмечалось: «Разборный механизированный мост «РМБ» имеет оригинальное решение пролетного строения в виде складных секций, наиболее подготовленных к сборке. Каждая секция представляет собой готовый участок моста длиной 4,5 м.

Сборка моста с помощью крана (грузоподъемного устройства) не вызывает затруднений.

Удачно решен вопрос заштыривания нижних поясов моста с помощью гидравлических домкратов...»

Однако, несмотря на перечисленные преимущества, испытания в целом не дали полон тельных результатов.

В заключении комиссии констатировалось: «Разборный механизированный мост «РМБ» не соответствует тактико-техническим требованиям по времени наводки моста и может быть рекомендован на вооружение после отработки более эффективных способов наводки и установки собранного моста на препятствие...» [4].


1 Под мостом с «ездой понизу» подразумевается тип пролетного строения, у которого проезжая часть расположена между несущими фермами (балками) на уровне их нижних силовых поясов.

Оглавление