Оглавление

Количество и виды проездов в ходе гарантийных испытаний

Виды препятствий

Количество проездов

ТанкТ-54

Танк ИС-3

Бронетранспортер БТР-152 с 85 мм пушкой на прицепе

Ров

41

40

30

Вертикальная стенка

10

10

-

Болото

12

10

-

Итого:

63

60

30

MTU_K-67106.jpg MTU_K-67107.jpg

Проезд по мосту МТУ бронетранспортера БТР-152 с 85-мм пушкой на прицепе.

Необходимо отметить, что на испытаниях замер времени установки (монтажа) моста на препятствие производился с момента остановки мостоукладчика у препятствия. При этом учитывалось время, затрачиваемое на выдвижение моста, его опускание и отъезд мостоукладочной машины на расстояние, которое обеспечивало свободный проход для техники, движущейся к мосту. В соответствии с краткой инструкцией по эксплуатации мостоукладчика, время установки моста на горизонтальное препятствие с открытыми люками составляло 2-3 мин [2].

Впоследствии, когда опытные механики-водители научились совмещать операции выдвижения и опускания моста, время установки моста уже составляло 25—30 с. При разработке нормативов по боевой подготовке МТУ был учтен весь комплекс операций по оборудованию мостового перехода с его применением. Теперь время (норматив) замерялось (подразумевалось, что место установки моста

выбрано, мостоукладчик подготовлен к установке моста и находится на расстоянии 50 м от препятствия) с учетом выдвижения МТУ к препятствию, установки моста, обозначения подходов указателями и пропуска по мосту мостоукладочой машины. В этом случае норматив составлял:
- отлично — 2 мин;
- хорошо — 3 мин;
- удовлетворительно — 4 мин [3].

На испытаниях время установки (монтажа) моста мостоукладчиком МТУ с открытыми люками при благоприятном сочетании факторов составляло 1—4 мин. Это выглядит весьма впечатляюще, но следует отметить, что в отдельных случаях время установки (монтажа) моста даже на горизонтальное препятствие с открытыми люками достигало 15 мин, а время установки (монтажа) моста с закрытыми люками ночью, вообще не замерялось. Время взятия (демонтажа) моста с препятствия и укладка его на машину в отдельных случаях днем достигало 32 мин. При этом взятие и укладка моста почти всегда происходили только с выходом расчета из машины.

Для пропуска колесной техники расчету всегда нужно было выходить из машины, чтобы установить аппарели. В этом случае время установки моста уже составляло 6—18 мин, а в отдельных случаях — 29 мин.

Серийные МТУ (МТУ-12), выпускаемые на заводе №75, постоянно совершенствовались. Мостоукладчики, изготовленные после 1962 г., имели ряд конструктивных отличий.

В мостоукладочной машине устанавливались устройства для очистки от пыли, грязи и снега левого прибора наблюдения механика-водителя. В системе питания двигателя топливом вместо трех использовались четыре наружных топливных бака общей емкостью 400 л. (при емкости внутренних баков 502 л). С целью зарядки баллонов системы воздухопуска сжатым воздухом стал применяться компрессор с патрубком для отбора воздуха компрессором. В приводе управления главным фрикционом устанавливалось гидропневматическое устройство, а в системе электрооборудования — электропневмоклапаны.

В дополнительной трансмиссии МТУ монтировались конусная и две предохранительные муфты (одна — в карданном соединении конусной муфты с распределительной коробкой, а другая — в карданном соединении распределительной коробки с лебедкой механизма установки моста) [4].

MTU_K-67108.jpg

Командир взвода лейтенант Н.Г. Топилин (в танковом комбинезоне) организует проезд по мосту мостоукладочной машины МТУ. Район г. Бельцы, 1959 г.

Оглавление