Оглавление

После завершения повторных полигонных испытаний и по результатам контрольных и войсковых испытаний в ОКБ ИВ скорректировали конструкторскую документацию мостоукладчика К-67 в соответствии с ТТТ, утвержденными 18 июля 1952 г. генерал-полковником Инженерных войск А.И. Прошляковым. Наиболее существенным изменениям подверглась конструкция моста. Вместо коробчато-стержневых колеи моста выполнили ферменными, из стандартных профилей металлопроката. Изменили конструкцию въездных аппарелей, въездных частей и их окончаний.

Ширина моста уменьшилась до 3,2 м, а ширина межколейного просвета — до 1,02 м. Допустимый относительный перекос колей моста в вертикальной плоскости по концам колей был уменьшен до 0,35 м.

Вес моста был снижен до 4,53 т, при этом его расчетная грузоподъемность увеличилась до 52 т.

Съемные тросовые дорожки на концах колей моста для предотвращения его сдвига от проезжающих машин не устанавливались. С целью увеличения надежности была существенно доработана лебедка механизма установки моста.

Изменились и габариты К-67. Длина машины с мостом увеличилась до 12,08 м, а без моста — до 9,52 м. Ширина мостоукладчик уменьшилась до 3,26 м. Высота мостоукладчика с пулеметом ДШК увеличилась до 3,255 м, а без него — до 2,785 м.

Снизились показатели применимости. Установка моста стала возможна при более низких показателях:
- допустимый подъем понизился с 15° до 12°;
- допустимый спуск понизился с 18° до 8°;
- допустимый крен понизился с 10° до 6°. Высота эскарпа, преодолеваемого с использованием моста, уменьшилась с 2,8 м до 2,5 м.

В дополнительной трансмиссии мостоукладчика коробка передач, фрикционы и тормоза грузового автомобиля ГАЗ-51 были заменены на распределительную коробку со встроенными фрикционами и тормозами. За механизмом отбора мощности от гитары трансмиссии танка (перед главным карданным валом) была введена дисковая муфта.

Изменились количество и состав вооружения. Помимо зенитного пулемета ДШК, на мостоукладчике был установлен курсовой пулемет СГМ (СГ-43, магазины курсового пулемета сохранялись на прежних местах, как и у Т-54) с боекомплектом 1000 патронов. Количество гранат Ф-1 было уменьшено до 10 шт., а количество патронов для пулемета ДШК — увеличено до 250 шт.

Переговорное устройство ТПУ-3 ВИС-Ф-26 заменили на ТПУ-47.

После перечисленных изменений вес мостоукладчика с мостом возрос до 35,7 т.

Вместо индекса К-67 мостоукладчик получил наименование «МТУ (К-67)».

ТТХ экспериментального образца мостоукладчика К-67

База мостоукладчика

Доработанное шасси танка Т-54

Размеры мостоукладчика, м:

- длина с мостом

11,99

- длина без моста

8,67

- ширина с мостом

3,35 (на первых полигонных испытаниях — 3,55)

- высота с мостом и зенитным пулеметом на мосту

3,11

- высота с мостом без зенитного пулемета

2,65

- высота без моста и без зенитного пулемета

2,4(2,6)

Вес, т:

- мостоукладчика с мостом

35,464 (на первых полигонных испытаниях — 34,264)

- мостоукладчика без моста (мостоукладочной машины)

30,271

Мост (мостовая ферма, колейный мостовой блок):

Тип моста

Однопролетный, балочный, двухколейный, с нежестким соединением колей между собой

Настил проезжей части:

- для гусеничных и колесных машин

Деревянные шашки, уложенные в ячейки, и металлический лист с отбуртованными краями отверстий

Соединение колей

Обеспечивается четырьмя упругими и восьмью жесткими связями

Вес моста т

5,193

Основной материал используемый для изготовления моста

Сталь

Грузоподъемность т

50

Габариты моста, м:

-длина

11,99

- ширина

3,35

- высота моста

0,91

- расстояние между колеями (межколейный просвет)

1,2

- ширина одной колеи моста

1,075

Угол въезда на мост (съезда с моста), град

7,2

Допустимый относительный перекос колей в вертикальной плоскости, м

0,5

Время установки моста на препятствие (в среднем) мин

1-3

Время установки моста на препятствие с превышением берегов (на вертикальную стенку) мин

3—5

Время взятия моста с препятствия, мин

3-10

Перекрываемые мостом препятствия, м:

- ширина рва канавы речки с твердым обрывистым берегом

11

- ширина заболоченного участка

12

Максимально допустимое превышение (эскарп) противоположного берега, м

2,8

Минимальный радиус поворота с мостом м

7

Укладка моста возможна на местности при подходе к препятствию:

- с подъемом

До 15°

- с уклоном

До 18°

- с креном

До 10°

Максимальный угол подъема (угол проходимости) мостоукладчика с мостом

22°

Максимальный угол спуска мостоукладчика с мостом

22°

Максимально допустимый крен при движении мостоукладчика с мостом

15°

Среднее удельное давление кг/см2

0,796

Экипаж (расчет), чел

3

Максимальная скорость движения, км/ч

41

Вооружение:

- зенитный пулемет ДШК, шт.

1

- пистолет-пулемет ППС, шт.

2

- гранаты Ф-1, шт.

15

Боекомплект:

- зенитного пулемета ДШК, патронов

150

- пистолета пулемета ППС, патронов

250

Средства маскировки и имитации

Большие дымовые шашки, система дымопуска (термическая дымовая аппаратура ТДА), светомаскировочные устройства СМУ

Литература

1. Галицкий И.П. Дорогу открывали саперы. - М.: ВИ, 1982.

2.  Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1941-1945 гг. - М.: Экспринт, 2005.

3. Акт повторных полигонных испытаний мостоукладчик К-67. -М.: в/ч 71495, 1951. -46с.

Оглавление