Выполненные в ЦКБ-34 проработки схемы без бугелей показали, что в этом варианте диаметр стакана увеличивался до 8,5 м, а шахты — до 11,5 м. При отсутствии стакана требовалась шахта диаметром 20 м, а вес ее защитной крыши достиг бы 1200 т вместо 260 т!
Принятая конструктивная схема устанавливаемых на Р-16 сбрасываемых бугелей включала амортизаторы, несколько повышающие выживаемость ракеты при сейсмическом воздействии ядерного взрыва. Но в целом защищенность шахт была крайне низкой и не обеспечивала защиты, учитывая точностные характеристики зарубежных ракет, достигнутые во второй половине 1960-х гг. Следует отметить и то, что схема старта на бугелях потребовала применения поворотного стола для обеспечения возможности переприцеливания ракеты. Ведь в те годы прицеливание осуществлялось механическим совмещением плоскости стабилизации ракеты с направлением стрельбы по заданной цели.
Основным элементом комплекса «Шексна-В» 8П764 являлась шахтная пусковая установка (стартовое сооружение) 8У239 со сдвижным защитным устройством (крышкой шахты) 8У16. Для шахтного комплекса были разработаны стационарные средства заправки окислителя и горючего (соответственно 8П57 и 8Г158), комплект приборов прицеливания 8Ш26, установщик 8У240. Заправка трех ракет проводилась последовательно. Так как продолжительность заправки одной ракеты составляла 10 мин, для последней ракеты эта операция завершалась только через полчаса после начала. Минимальный интервал между пусками ракет составлял 5 мин.
ШПУ ракетного комплекса «Шексна-В» (Рис. А. Чечина). |
Первую шахту (объект 310) начали строить на полигоне в Тюра-Там (Ленинске) в 1961 г., а 13 июня 1962 г. из нее был проведен первый пуск. Испытатели изумились, увидев, как из шахты поднимается не белоснежное изделие, а ракета с чередующимися участками черной и белой раскраски. Белая краска выгорела на сухих отсеках и в передних частях баков. Там где стенки баков изнутри охлаждались топливом, краска сохранилась. Несмотря на то что в полете отказал рулевой двигатель, испытания сочли успешными, так как старт прошел вполне нормально.
Для запуска как с шахтных, так и с наземных установок была создана модификация Р-16У («универсальная»). К числу прочих ее отличий от исходного варианта можно отнести систему наддува бака окислителя первой ступени азотом. Ранее применявшаяся схема с использованием напора атмосферного воздуха в полете была признана неуместной для ракеты, до месяца стоящей в заправленном состоянии в замкнутом объеме шахты. Было несколько изменено функционирование двигателей на стартовом участке, соответствующим образом доработана автоматика. На корпусе ракеты были выполнены площадки под установку бугелей. Универсальная ракета оснащалась несколько модифицированными двигателями, в индексацию которых была также добавлена буква «У».
Почти одновременно с отработкой модификации Р-16У велись работы по совершенствованию боевого оснащения ракеты. Осенью 1961 г. Советский Союз провел на Новой Земле впечатляющую серию ядерных испытаний. Наряду с уникальным, но не размещаемым ни на одном носителе стомегатонным зарядом прошел отработку и ряд боеприпасов, вполне пригодных для применения на баллистических ракетах. В результате первоначально принятый на вооружение на ракете Р-16 заряд головной части 8Ф17 массой 1,45 т был заменен более мощным зарядом практически без утяжеления головной части, получившей условное наименование «легкая». При этом максимальная дальность даже увеличилась с 12000 до 12500 км. Наряду с этой головной частью 8Ф115, весившей около 1,5 т, ракета оснащалась и вдвое большей мощности «тяжелой» головной частью 8Ф116 массой 2,12 т, которая тем не менее могла доставляться на вполне достаточную дальность — 10000 км.
Столь блестящий результат объяснялся тем, что днепропетровские конструкторы, встретившись при проектировании своего первого межконтинентального детища с яростным сопротивлением крупнейших авторитетов отечественного ракетостроения, заложили в проект более чем достаточные запасы. На стадии летных испытаний нереализованные запасы выявились в виде избытка дальности, что позволило через пару лет оснастить ракету мощной «тяжелой» головой частью. Но определявшаяся уровнем развития советского приборостроения низкая точность ракет Р-16 — порядка 13 км по дальности и 10 км в боковом направлении — не позволяла эффективно поражать хорошо защищенные точечные цели. Вопреки провокационным заявлениям некоторых американских военных, советские ракеты тех лет могли быть только оружием возмездия, а не обезоруживающего и безнаказанного первого удара «коммунистических агрессоров».
Унифицированными головными частями 8Ф115 и 8Ф116 оснащалась и ракета Р-14.
Постановление 1961 г. о постановке Р-16 на боевое дежурство в какой-то мере расхолаживало заказчика в содействии дальнейшему прохождению важнейших правительственных документов, которые стали увязываться с готовностью шахтных комплексов.
Испытания ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки продолжались более года.
Строительство боевого шахтного комплекса было исключительно сложным, трудоемким и дорогим мероприятием, хотя финансовые проблемы в значительной мере снимались привлечением почти бесплатного труда военных строителей. Для возведения всех сооружений отрывался общий огромный котлован. Далее на разных уровнях возводились общий командный пункт и хранилища топлива с системами заправки, помещения для компрессорной станции, систем электроснабжения, узла связи, систем жизнеобеспечения, а также связывающие их трубопроводы и горизонтальные железобетонные трубы — потерны с проходами для личного состава и нишами для прокладки кабелей. На дне наиболее глубокой части котлована вытянувшись в линию с интервалом 100 м постепенно вырастали три железобетонные башни высотой с 16-этажный дом — будущие шахты для ракет. Под конец котлован засыпался грунтом и выравнивался вровень с окружающей местностью.