Специалисты германской фирмы Rheinmetall GmbH в 1972 г. запатентовали парашютный осветительный снаряд, в котором для предотвращения отрыва или разрыва основного парашюта был добавлен тормозной парашют.
Схема действия осветительного снаряда с аэродинамическими тормозами, призванными уменьшить скорость вращения факела («звездки») после отделения от корпуса снаряда для улучшения условий раскрытия парашюта. Патент французских конструкторов P. Claude, R. Gencey, J-P. Mottry, R. Cayre от 1975 г.
Факел (осветительный элемент) состоит из цилиндрического стального корпуса с картонной термоизоляцией внутри и запрессованного в него пиротехнического осветительного состава. В дне корпуса факела имеется держатель, к которому прикреплены вертлюг и серьга. К серьге стальными тросами фиксируется парашют. Для удержания факела в определенном положении внутри корпуса снаряда в снаряжение осветительного снаряда включены два полуцилиндра, на которые непосредственно опирается корпус факела. Одновременно полуцилиндры выполняют роль камеры для размещения сложенного (запрессованного) парашюта. К корпусу факела снаряда С4 приварены четыре лопасти, служащие для гашения скорости вращения.
Осветительный состав представляет собой «классическую» механическую смесь металлического горючего, окислителя, цементаторов и флегматизаторов. В качестве горючего используются порошкообразные магний, алюминий или их смеси, в качестве окислителей — нитраты или хлораты легких металлов (например, нитрат бария, нитрат натрия и др.), в качестве цементаторов — олифа, канифоль, камфара, идитол и др. Изготовляют осветительные составы в специальных смесителях. Перед смешиванием исходные материалы измельчают, сушат и просеивают. Далее полученную готовую смесь прессуют, как правило, в несколько приемов в корпус факела.
Горение осветительного состава за определенный промежуток времени должно происходить равномерно (без выпадения последнего из корпуса факела), с исключением дымообразования и искрения, обеспечивая при этом получение однородного света оптимальной интенсивности. Другое немаловажное требование к осветительным составам заключается в том, чтобы они обладали по возможности низкой чувствительностью к различным механическим воздействиям, что немаловажно в процессе эксплуатации осветительных боеприпасов, особенно при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Осветительный состав в процессе длительного хранения должен как можно дольше не утрачивать свои свойства и не образовывать с соприкасающимися предметами опасных соединений, а также не быть гигроскопичным.
Рецептуры основных осветительных составов, используемых в современных отечественных осветительных снарядах, представлены в табл. 6.
Таблица 6 |
|||||
Рецептуры основных осветительных составов |
|||||
Компонент |
Содержание, в % |
||||
Основной состав снаряда С-462 |
Состав №102-Б снаряда С-463 |
Состав №3142 снаряда С-463 |
Состав «7-180а» снаряда СП-46 |
Состав №154 снаряда С1 |
|
Нитрат бария |
70 |
- |
57 |
68 |
59 |
Нитрат натрия |
- |
32 |
|||
Магний |
7 |
61 |
27 |
10 |
21 |
Алюминий, пудра |
6 |
- |
13 |
2 |
- |
Алюминий, порошок |
7 |
10 |
|||
Сплав алюминия с магнием ПАМ-З/ПАМ-4 |
7/- |
-/- |
-/- |
7/- |
-/17 |
Олифа |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
Графит |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
Эфир гарпиуса |
5 |
- |
- |
||
Тальк |
1 |
- |
- |
- |
- |
Из нитратов в осветительных составах чаще других применяются нитрат бария (соль негигроскопичная) и нитрат натрия (соль гигроскопичная). Нитрат натрия имеет то преимущество, что при введении его в состав в пламени возникает интенсивное излучение в желтой части спектра, к которой глаз человека наиболее чувствителен.
Известно, что при стрельбе из нарезных орудий снаряд при прохождении канала ствола приобретает определенную начальную скорость и ему придается вращение, которое обеспечивает его устойчивость на полете. Таким образом, в отличие от спасательных и спортивных парашютов, парашюты осветительных артиллерийских снарядов вводятся в действие при вращении всей системы с огромным числом оборотов (примерно 15000 об/мин), а также при сверхзвуковых скоростях (400—600 м/с).
Разрезные макеты осветительных артиллерийских снарядов С-463 и С6.
Обычно парашюты артиллерийских снарядов вводятся в действие на высоте не более 1—2 км, поэтому парашют раскрывается при скоростном напоре 10—20 т/м2. В связи с этим, хотя площадь парашюта и не превышает 10 м2, нагрузки при его раскрывании в указанных условиях могут достигать нескольких десятков тонн.
Парашют снаряда С-463 конструктивно состоит из купола, строп и тросов. Купол может быть изготовлен из шелкового полотна или высококачественной хлопчатобумажной ткани (перкаля) в виде сферического сегмента с отношением высоты к хорде примерно 0,5. Диаметр купола для каждого осветительного боеприпаса определяется расчетным методом, исходя, прежде всего, из требуемой скорости снижения факела. Стропы изготавливаются из крученого льняного или льнопенькового шнура, а тросы, которыми парашют крепится к диску вертлюга, из стальной проволоки.
Вертлюг служит для предотвращения скручивания тросов и строп парашюта. Основной деталью вертлюга является шарикоподшипник, обеспечивающий свободный проворот факела относительно строп парашюта.
Парашютная система 122-мм снаряда С4 состоит из капронового парашюта крестообразной формы площадью 1 м2, чехла и шнура; парашют соединен с факелом тросовым звеном, служащим для удержания горящего факела под парашютом на расстоянии, исключающим оплавление купола и строп. Парашют с тросовым звеном уложен в чехол, который, в свою очередь, связан вытяжным шнуром с дном.
Осветительные артиллерийские снаряды С-463 и С1. Справа — фото ввинтного дна. Хорошо видны глухие отверстия («высверловки») в торце дна.