А. Чечин
Разработка межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в США началась практически сразу после окончания Второй мировой войны. 31 октября 1945 г. технический отдел Американского воздушного командования (так назывались тогда американские ВВС) запросил ведущие авиастроительные фирмы о предложениях по новым системам оружия, способным поражать цели на дальностях от 40 до 8045 км. Наиболее оригинальным проектом баллистический ракеты большой дальности военным ответила фирма Convair. С ней был заключен контракт, выполнение которого привело к созданию МБР «Атлас» (Atlas).
Ракета «Атлас» принципиально отличалась от своих «собратьев», разработанных в гитлеровской Германии, необычной конструкцией корпуса. Он изготавливался из стали толщиной от 0,25 до 1 мм, с полным отсутствием силового набора — подкрепляющих элементов в виде стрингеров и шпангоутов. Такой корпус, разделенный перегородкой на два бака-отсека (один — для горючего, а другой — для окислителя) обладал существенным преимуществом в весе, но не мог поддерживать свою сигарообразную форму без наличия избыточного давления внутри баков. Это техническое решение было достаточно рискованным и имело большое количество противников как среди военных, так и специалистов в ракетной области. Они единодушно считали, что Америке необходимо иметь еще одну баллистическую ракету с традиционной конструкцией — на случай неудачи с «Атласом».
Начальник отдела баллистических ракет ВВС США бригадный генерал Бернард Шривер полностью согласился с мнением скептиков по поводу «Атласа» и в 1953 г. обратился на фирмы Martin, Douglas, и Lockheed с предложением разработать проекты двухступенчатых баллистических ракет с традиционной конструкцией корпуса.
Интересно, что выбор будущего производителя определялся не столько техническими характеристиками предлагаемой ракеты, сколько географическим расположением его производственной базы. Этот необычный подход проистекал из так называемой «стратегии рассеивания» администрации президента Эйзенхауэра. Производство оружия должно было равномерно распределяться по всей территории США, чтобы противник не мог уничтожить всю промышленность серией ядерных ударов по одному региону. В идеальном варианте Эйзенхауэр вообще хотел разнести производства на разные побережья североамериканского континента. Таким образом, фирмы Douglas (Санта Моника), Lockheed (Бербанк) и Convair (Сан Диего), расположенные в штате Калифорния и попадающие в условный круг диаметром 180 км, никак не вписывались в эту стратегию. За пределами этой «промзоны» находилась только фирма Martin из Балтимора в штате Мэриденд, на восточном побережье США. Поэтому ее и выбрали основным контрактантом для разработки и выпуска новых баллистических ракет.
27 октября 1955 г. с фирмой Martin (далее — Мартин) был подписан официальный контракт на разработку и производство двухступенчатой баллистической ракеты в рамках «Приоритетной национальной программы №1» под кодовым названием Weapons System-107А-2 (Система вооружения-107А-2). Новой ракете присвоили название «Титан» (Titan) в честь древнегреческих богов.
По срокам разработки новая ракета отставала от «Атласа» примерно на год. Но это обстоятельство не смущало конструкторов, ведь их работа подкреплялась большим количеством накопленных знаний и новейшей техникой, которые были получены в ходе создания «Атласа». Это позволило не нарушать относительно строгий график разработки, несмотря на исключительно жесткие технические условия, особенно в части полезной нагрузки и дальности.
Заказ оценивался примерно в 384 млн. долл. Используя эти средства, фирма Мартин создала в городе Дэнвэр шт. Колорадо специальный завод, который на то время являлся самым большим ракетным заводом в Западном мире. Его строительство началось в феврале 1956 г. и длилось всего год. Большие средства были вложены в экспериментально-испытательную базу. В горах построили четыре мощных стенда для испытаний ракетных двигателей. На первом стенде испытывалась ракета в сборе, с макетами баков, выполненными из толстых листов нержавеющей стали. На остальных — первая и вторая ступени отдельно. Обе ступени устанавливались рядом (тандем) и включались последовательно для воспроизведения вибро-акустических нагрузок в полете, а при работе двигателей тандем вторая ступень закреплялась над первой для оценки их согласованности.
Фирма должна была предоставить ВВС готовую ракету через 18 месяцев после первого запуска «Атласа», который планировался на 1957 г. Десять серийных ракет с наземными незащищенными пусковыми установками предполагали сдать в эксплуатацию во II квартале 1959 г. К 1960 г. Стратегическое авиационное командование ВВС США планировало иметь на вооружении 120 ракет: 80 «Атласов» и 40 «Титанов».
Ракетный завод фирмы Мартин, где выпускались ракеты «Титан». Начало 1960-х гг.