Бронетранспортер К-75 в первоначальной конфигурации. |
|
К-75. Вид на десантное отделение. Для посадки личного состава служили две двери в кормовом листе корпуса. |
Испытания К-75 на плаву. |
Схема управления БТР К-75.
Опытный образец бронетранспортера изготовили в 1949 г. на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) по конструкторской документации ОКБ Инженерного комитета СА, разработанной в соответствии с ТТТ, утвержденными 31 декабря 1948 г. маршалом Инженерных войск М.П. Воробьевым.
Корпус К-75 был выполнен водонепроницаемым, что давало ему возможность держаться на воде и переправляться через реки с помощью дополнительной тяги (средств моторизации, шестов, весел и по канату).
Бронетранспортер был разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное (МТО), управления и десантное.
В МТО, расположенном в носовой части корпуса у правого борта, размещались двигатель, его системы и агрегаты трансмиссии. На бронетранспортере был установлен двухтактный, четырехцилиндровый бескомпрессорный дизель ЯАЗ-204Б жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с. (по данным завода) [1], заимствованный у тягача М-2. Система питания состояла из двух топливных баков (расположенных вдоль правого борта МТО), распределительных кранов, ручной топливоподкачивающей помпы, фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса и насосов — форсунок цилиндров двигателя. Общая емкость топливных баков составляла 220 л. Питание воздухом осуществлялось через два инерционно-масляных воздухоочистителя, последовательно соединенных с фильтром типа мультициклон. Система охлаждения включала радиатор, центробежный насос, двенадцатилопастный вентилятор, термостат, бачок с паровоздушным клапаном и трубопровод.
Трансмиссия бронетранспортера состояла из следующих агрегатов: сухого однодискового сцепления грузового автомобиля ЯАЗ-200; трехходовой пятискоростной (с одной передачей заднего хода) коробки передач ЯАЗ-200; главной передачи, представляющей собой пару конических шестерен с передаточным отношением 1,07; бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами одностороннего действия и бортовых передач. Соединение ведущего вала главной передачи со вторичным валом коробки передач осуществлялось при помощи зубчатой муфты.
На концах ведомого вала главной передачи размещались бортовые фрикционы с ленточными тормозами, являвшимися механизмами управления бронетранспортером. Управление ими производилось с помощью рычагов и системы тяг таким образом, что при выключении рычагов сначала выключается фрикцион, а затем затягивался тормоз.
К-75 с грузом 2 т форсирует р. Вуокси шириной 350 м. | Транспортер К-61 выходит на берег с К-75 на буксире. |