Паром ГСП поздних выпусков, доработанный в войсках для обеспечения переправы колесных машин.
Движение гусеничного самоходного парома ГСП поздних выпусков с загруженным танком Т-62.
Отметим, что гусеничный самоходный паром ГСП представлялся Министерством обороны и Полтавским совнархозом на Ленинскую премию.
Ремонт паромов ГСП осуществлялся на 542-м ОЗИВ (п. Нахабино) с 1968 по 2008 гг., 81-й центральной инженерной базе (г. Горький), 683-й центральной инженерной базе (г. Хабаровск), 479-й инженерной базе (г. Ташкент), а также в НПО «Волгограднефтемаш».
В ходе эксплуатации ГСП силами войск и специалистами ОКБ ИВ предпринимались неоднократные попытки его доработки с целью уменьшения межколейного просвета аппарелей и обеспечения сборки из паромов наплавного моста. В частности, уже в 1954 г. в ОКБ ИВ под руководством А.Ф. Кравцева на основе ГСП разрабатывался комплект парка паромно-мостовых машин, обеспечивавшего сборку наплавного моста длиной до 100 м и грузоподъемностью 50 т. Общее расчетное время на соединение паромов в линию моста с подготовкой береговой части составляло 20—25 мин.
Однако в силу ряда причин, связанных со снятием А.Ф. Кравцева с должности начальника ОКБ ИВ и оргштатными мероприятиями, проводимыми в это время в ОКБ ИВ, данная работа до завершения доведена не была. К созданию машины, обеспечивающей сборку паромов и мостов, в СССР приступили снова только в 1960 г. [7], а на вооружение колесная паромно-мостовая машина ПММ с момента начала работ в ОКБ ИВ (1954 г.) была принята только через 20 лет — в 1974 г. (приказ МО СССР от 10 ноября 1974 г.).
Гусеничный самоходный паром ГСП положил начало созданию целого класса отечественных паромно-мостовых машин — ПММ, ПММ-2, ПММ-2М, ПММ «Ответ», ПММ «Дупло» [4].
ГСП, закончившие свою службу в войсках, стали основой для создания широкого спектра специальных плавающих машин (комплексов) различного назначения.
Гусеничный самоходный паром ГСП армии Танзании. 2011 г.
Литература
1. Отчет по полигонно-войсковым испытаниям опытного образца гусеничного самоходного парома ГСП (СП-55) (27.10.1955 г.). - 1956. -144 с.
2. Руководство по материальной части и эксплуатации гусеничного самоходного парома ГСП. - М.: Воениздат МО СССР, 1980. - 450 с.
3. Коваленко Л.М. От мастерских до концерна (Летопись). - Кременчуг: 1999. - 398 с.
4. Жабров В. И. Цель - форсирование водных преград (записки научного сотрудника). — Нахабино: 15 ЦНИИИ МО РФ, 2004. -132 с.
5. Кудиярова А. Рождение амфибий. Переправочно-десантная техника Крюковского вагоностроительного завода. — Кременчуг: ООО «Типография от «А» до «Я», 2011.-288 с.
6. Jane's Military Logistics 1988. Publishing Company, 238 City Road, London EC1V2PU, England, 1988 r, 800 c.
7 Самоходные десантно-переправочные средства: Отчет по НИР. - М.: ЦНИИИ им.Д.М. Карбышева, 1963.-209 с.