Полупаромы ГСП на марше.
Полупаром ГСП преодолевает заболоченный участок местности. |
Полупаром ГСП на плаву. |
Кроме Инженерных войск СА, паром ГСП поставлялся в страны Варшавского Договора (Албанию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию), а также в Югославию, Афганистан, Египет, Вьетнам, Индию, Ирак, Иран, Сирию, Йемен, Мозамбик, Никарагуа, Уганду, Танзанию, Ливию, Китай, Кубу — по имеющимся сведениям, всего в 23 страны мира. Во многих из них ГСП состоит на вооружении и в настоящее время [5,6].
Гусеничный самоходный паром ГСП был снят с вооружения приказом МО РФ №725 от 31 марта 2012 г., прослужив в Инженерных войсках нашей страны 55 лет.
В ОКБ ИВ над созданием машины работали: Л.П. Курбала, Н.С. Семчуков, М.А. Фельдман, И.А. Буренков, Г.Э. Голубов, Б.П. Бабайцев, Левин, В.И. Корнеев, Абкин, Сыгал, Розовский, В.И. Карцев, К.И. Ерещенко, Л.П. Балашова, Ф.А. Богомолов, П.Ф. Ковтун, Б.Д. Антипов, Зимин, Потапов, Свистунов, Волгнов, Ковалев, Давыдов, Красненков, Попилин, В.П. Прокофьев, Становов, Г.Н. Шарипанов, Зефиров, Боршев, Болдырева, Ольховский, Ершов и другие.
С созданием парома ГСП впервые в истории отечественной и зарубежной2 переправочной техники были успешно решены проблемы ускоренной сборки парома грузоподъемностью более 50 т, а также погрузки (разгрузки (тяжелой войсковой техники с необорудованного берега с ходу. Одновременно работая винтами и гусеницами, паром с нагрузкой успешно преодолевал даже отмели.
В пароме ГСП обеспечивался высокий для аналогичных машин уровень запаса плавучести (без груза — 212%, с грузом 52 т — 23%), а благодаря наполнению его лодок-понтонов труднозатопляемым материалом он оказался практически непотопляемым. Паром обладал исключительно высоким уровнем маневренности на воде — он мог разворачиваться практически на месте. Полупаромы отличались высокой проходимостью при движении на пересеченной местности, отлично вписывались в заданные транспортные габариты, имели относительно простую конструкцию и были просты в эксплуатации.
Полупаром ГСП поздних выпусков. Для увеличения грузоподъемности парома вертикальные скуловые скосы корпусов ведущих машин устранили.
2 Только через 5 лет (в 1962 г) после принятия ГСП на вооружение Инженерных войск СССР парк колесных амфибийных самоходных паромов «Жиллуа» был принят на вооружение во Франции, через 6 лет (в 1963 г.) парк колесных амфибийных самоходных паромов М2 - в ФРГ, через 9 лет (в 1966 г.) парк колесных амфибийных самоходных паромов MFAB-F - в США, и через 13 лет (в 1970 г.) парк колесных амфибийных самоходных паромов типа 70 - в Японии.