Оглавление

Kravcev180.jpg

Полупаром выходит на берег.

В выводах акта испытаний отмечалось: «1. Опытный образец гусеничного самоходного парома К-71, доведенный по результатам полигонных испытаний 1953 г. (испытания на воде), испытывался в период с 15 февраля по 10 марта 1954 г. на р. Аму-Дарья в районе г. Чарджоу (в 3 км выше жел. дор. моста у станции Чарджоу, в дневное время).

Берега реки обрывистые, со слабым грунтом, требующие подготовки спусков для причаливания парома под погрузку-выгрузку. Русло реки с большим количеством легко размываемых отмелей, с извилистым изменчивым фарватером.

Максимальная поверхностная скорость течения в период испытаний достигала 2,0-2,2 м/с. Температура воздуха находилась в пределах от +7° до -13°С.

2. За время испытаний паром проработал на воде 43 ч. Была произведена 21 переправа танков Т-34, САУ и ИСУ-122.

Объем проведенных работ в достаточной мере обеспечил решение вопросов, заданных программой.

3.  Испытаниями установлена достаточная работоспособность гусеничного парома К-71 при использовании его в качестве средства десантной переправы танков и САУ на реках с повышенными скоростями течения.

4. В результате доводки опытного образца самоходного гусеничного парома К-71 по результатам полигонных испытаний достигнуто повышение запаса плавучести парома, улучшена центровка парома с грузом, что обеспечивает сохранение достаточной устойчивости парома при движении с грузом на реках с максимальной поверхностной скоростью течения до 2 м/с. Ряд других конструктивных изменений, осуществленных при доводке образца, повысили надежность и эффективность работы парома.

5. Переправа танков и САУ на реках с максимальной поверхностной скоростью течения 2,0-2,2 м/с возможна с разгрузкой ниже по течению или с разгрузкой выше по течению с маневрированием парома вблизи берегов, где течение меньше чем на фарватере.

6.  Паром способен преодолевать пологие отмели. Предельная глубина воды на преодолеваемых отмелях при погружении гусениц парома на 20-30 см, составляет:
- с грузом 44 т. - до 0,8 м;
- с грузом 30 т. - до 0,6 м;
- порожнем - без ограничения.

7.  Нормативы времени готовности парома к первому рейсу (без учета подготовки берега) при хорошо натренированных экипажах на реке с максимальной поверхностной скоростью течения 2,0—2,2 м/с практически не отличаются от полученных на полигонных испытаниях на р. Волге.

8. При работе парома на реках с максимальной скоростью течения на фарватере 2,0—2,2 м/с надежность и прочность существующих причальных приспособлений (причальные канаты, анкерные колья) недостаточна, а состав берегового расчета должен увеличиваться в 1,5—2 раза.

На основании результатов испытаний комиссия предлагает:

1. Подобрать гребные винты для обеспечения более эффективного использования мощности двигателей.

2. Обеспечить паром более надежными причальными приспособлениями.

3. Вмонтировать фонарь заднего сигнального огня в обшивку лодки.

4. В инструкцию внести указания об увеличении берегового расчета саперов в 1,5-2 раза при работе на реках с течением свыше 1,5 м/с.

5. Обеспечить полное открывание откидного стекла двери на правой стороне полупарома.

6. Изменить конструкцию буксирных крюков полупаромов, обеспечив буксировку их с помощью штатных танковых буксирных тросов.

7. Проработать мероприятия по устранению случаев частого выхода из строя винтов из-за среза предохранительных болтов.

8.  При дальнейшей работе с образцом учесть замечания, изложенные в отчете по полигонным испытаниям, не выполненные при доводке, и замечания акта».

Kravcev181.jpg Kravcev182.jpg

Начальник производственно-диспетчерского отдела ОЗИВ СА, активный участник изготовления и доводки парома К-71 подполковник Е.М. Теплицкий.

Главный инженер ОЗИВ СА, активный участник изготовления и доводки опытного образца самоходного парома К-71 подполковник В.Н. Оботов.

Комиссия констатировала:

«1. Самоходный гусеничный паром К-71 может быть использован в качестве средства десантной переправы танков и САУ на реках с повышенными скоростями течения.

2. Комиссия считает целесообразным изготовить с учетом результатов проведенных испытаний несколько комплектов опытного образца гусеничного самоходного парома в промышленности и подвергнуть их полигонным испытаниям» [7].

С учетом результатов полигонных испытаний и испытаний на реке Аму-Дарья и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1954 г. самоходный гусеничный паром К-71 был серьезно модифицирован на Крюковском Вагоностроительном заводе под руководством главных конструкторов ОГК-2 (Р.И. Медведика и Е.Е. Ленциуса при активном участии и содействии директора завода И.М.Приходько) с помощью специалистов ОКБ ИВ. Усовершенствованные образцы, предназначенные для полигонных испытаний, получили заводской шифр СП-55 (ГСП-55).

Литература

1. Исследование путей повышения пропускной способности мостовых переходов, оборудуемых гусеничными мостоукладчиками. - Нахабино: «ФГУ 15 ЦНИИИ Минобороны России», 2009. -415 с.

2.  Отчет по заводским испытаниям опытного образца гусеничного самоходного парома «K-71». - Нахабино: НИИИ СА, 1952.-65 с.

3. Протокол контрольных испытаний опытного образца гусеничного самоходного парома «К-71» после доводочных работ по результатам заводских испытаний. - Нахабино, НИИИСА, 1952.-3 с.

4. Отчет по полигонным испытаниям опытного образца гусеничного самоходного парома «К-71» (Испытания на воде). - Нахабино, НИИИ СА, 1953. - 175 с.

5.  Глазунов Ю.Н. Только первая в мире или лучшая в мире: Рукопись. 03.03.1987 г. Из семейного архива В.А. Кравцевой.

6.  Глазунов Ю.Н. Конструктор военных машин полковник Анатолий Федорович Кравцев // Изобретатель и рационализатор. - 2012, №1(745).

7. Акт испытаний гусеничного самоходного парома К-71 на реке с повышенной скоростью течения. - Нахабино: НИИИ СВ. 1954.-32 с.

Оглавление