Полупаром выходит на берег.
В выводах акта испытаний отмечалось: «1. Опытный образец гусеничного самоходного парома К-71, доведенный по результатам полигонных испытаний 1953 г. (испытания на воде), испытывался в период с 15 февраля по 10 марта 1954 г. на р. Аму-Дарья в районе г. Чарджоу (в 3 км выше жел. дор. моста у станции Чарджоу, в дневное время).
Берега реки обрывистые, со слабым грунтом, требующие подготовки спусков для причаливания парома под погрузку-выгрузку. Русло реки с большим количеством легко размываемых отмелей, с извилистым изменчивым фарватером.
Максимальная поверхностная скорость течения в период испытаний достигала 2,0-2,2 м/с. Температура воздуха находилась в пределах от +7° до -13°С.
2. За время испытаний паром проработал на воде 43 ч. Была произведена 21 переправа танков Т-34, САУ и ИСУ-122.
Объем проведенных работ в достаточной мере обеспечил решение вопросов, заданных программой.
3. Испытаниями установлена достаточная работоспособность гусеничного парома К-71 при использовании его в качестве средства десантной переправы танков и САУ на реках с повышенными скоростями течения.
4. В результате доводки опытного образца самоходного гусеничного парома К-71 по результатам полигонных испытаний достигнуто повышение запаса плавучести парома, улучшена центровка парома с грузом, что обеспечивает сохранение достаточной устойчивости парома при движении с грузом на реках с максимальной поверхностной скоростью течения до 2 м/с. Ряд других конструктивных изменений, осуществленных при доводке образца, повысили надежность и эффективность работы парома.
5. Переправа танков и САУ на реках с максимальной поверхностной скоростью течения 2,0-2,2 м/с возможна с разгрузкой ниже по течению или с разгрузкой выше по течению с маневрированием парома вблизи берегов, где течение меньше чем на фарватере.
6. Паром способен преодолевать пологие отмели. Предельная глубина воды на преодолеваемых отмелях при погружении гусениц парома на 20-30 см, составляет:
- с грузом 44 т. - до 0,8 м;
- с грузом 30 т. - до 0,6 м;
- порожнем - без ограничения.
7. Нормативы времени готовности парома к первому рейсу (без учета подготовки берега) при хорошо натренированных экипажах на реке с максимальной поверхностной скоростью течения 2,0—2,2 м/с практически не отличаются от полученных на полигонных испытаниях на р. Волге.
8. При работе парома на реках с максимальной скоростью течения на фарватере 2,0—2,2 м/с надежность и прочность существующих причальных приспособлений (причальные канаты, анкерные колья) недостаточна, а состав берегового расчета должен увеличиваться в 1,5—2 раза.
На основании результатов испытаний комиссия предлагает:
1. Подобрать гребные винты для обеспечения более эффективного использования мощности двигателей.
2. Обеспечить паром более надежными причальными приспособлениями.
3. Вмонтировать фонарь заднего сигнального огня в обшивку лодки.
4. В инструкцию внести указания об увеличении берегового расчета саперов в 1,5-2 раза при работе на реках с течением свыше 1,5 м/с.
5. Обеспечить полное открывание откидного стекла двери на правой стороне полупарома.
6. Изменить конструкцию буксирных крюков полупаромов, обеспечив буксировку их с помощью штатных танковых буксирных тросов.
7. Проработать мероприятия по устранению случаев частого выхода из строя винтов из-за среза предохранительных болтов.
8. При дальнейшей работе с образцом учесть замечания, изложенные в отчете по полигонным испытаниям, не выполненные при доводке, и замечания акта».
Начальник производственно-диспетчерского отдела ОЗИВ СА, активный участник изготовления и доводки парома К-71 подполковник Е.М. Теплицкий. |
Главный инженер ОЗИВ СА, активный участник изготовления и доводки опытного образца самоходного парома К-71 подполковник В.Н. Оботов. |
Комиссия констатировала:
«1. Самоходный гусеничный паром К-71 может быть использован в качестве средства десантной переправы танков и САУ на реках с повышенными скоростями течения.
2. Комиссия считает целесообразным изготовить с учетом результатов проведенных испытаний несколько комплектов опытного образца гусеничного самоходного парома в промышленности и подвергнуть их полигонным испытаниям» [7].
С учетом результатов полигонных испытаний и испытаний на реке Аму-Дарья и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1954 г. самоходный гусеничный паром К-71 был серьезно модифицирован на Крюковском Вагоностроительном заводе под руководством главных конструкторов ОГК-2 (Р.И. Медведика и Е.Е. Ленциуса при активном участии и содействии директора завода И.М.Приходько) с помощью специалистов ОКБ ИВ. Усовершенствованные образцы, предназначенные для полигонных испытаний, получили заводской шифр СП-55 (ГСП-55).
Литература
1. Исследование путей повышения пропускной способности мостовых переходов, оборудуемых гусеничными мостоукладчиками. - Нахабино: «ФГУ 15 ЦНИИИ Минобороны России», 2009. -415 с.
2. Отчет по заводским испытаниям опытного образца гусеничного самоходного парома «K-71». - Нахабино: НИИИ СА, 1952.-65 с.
3. Протокол контрольных испытаний опытного образца гусеничного самоходного парома «К-71» после доводочных работ по результатам заводских испытаний. - Нахабино, НИИИСА, 1952.-3 с.
4. Отчет по полигонным испытаниям опытного образца гусеничного самоходного парома «К-71» (Испытания на воде). - Нахабино, НИИИ СА, 1953. - 175 с.
5. Глазунов Ю.Н. Только первая в мире или лучшая в мире: Рукопись. 03.03.1987 г. Из семейного архива В.А. Кравцевой.
6. Глазунов Ю.Н. Конструктор военных машин полковник Анатолий Федорович Кравцев // Изобретатель и рационализатор. - 2012, №1(745).
7. Акт испытаний гусеничного самоходного парома К-71 на реке с повышенной скоростью течения. - Нахабино: НИИИ СВ. 1954.-32 с.