Самоходный паром К-71 около берега. | Самоходная установка ИСУ-152, догруженная до 52 т, на пароме К-71. |
Испытатели установили также следующие несоответствия опытного образца К-71 тактико-техническим требованиям:
«- заменена базовая машина типа плавающего транспортера К-61 на специальный плавающий транспортер, отличающийся от К-61 более мощной винтомоторной установкой, агрегатами трансмиссии, ходовой частью, конструкцией корпуса и наличием специальных гидравлических устройств;1
- не обеспечена непотопляемость парома с грузом до 40 т вследствие низкого коэффициента заполнения труднозатопляемым материалом и отсутствием качественного ТЗМ;
- не допускается использование полупаромов в качестве самостоятельного средства переправы грузов весом до 20 т, так как полупаромы приспособлены к раскрыванию только в составе парома (после смыкания). В случае поломки одной из машин вторая становилась бесполезной для использования в пароме по прямому назначению (кроме применения в качестве резервной или тягача);
- максимальная осадка с грузом 52 т составляет 1400 мм вместо 1250 мм;
- отсутствует свободный борт парома по всему его периметру под нагрузкой, который должен быть не менее 259 мм при центральном расположении груза и 150 мм при смещенном расположении груза весом 52 т (Фактически свободный борт в пароме по внешнему периметру под нагрузкой сохраняется только по носовым и кормовым обводам ведомых лодок и не допускается заданных смещений нагрузки);
- не обеспечена возможность смещения нагрузки на пароме вдоль оси погрузки на ±500 мм и поперек оси погрузки на ±250 мм как по условиям остойчивости парома, так и по габаритам проезжей части (фактически допускаемое смещение более чем в два раза меньше заданного ТТТ);
- обслуживающий расчет парома вместе с береговыми расчетами состоит из 14 человек вместо 10 человек;
- не обеспечена защита водителей от ружейно-пулеметного огня (также отсутствуют средства активной защиты);
- паром не имеет надежных ориентиров и ограничителей движения танков и САУ;
- конструкции паромов не предусматривают их объединение в наплавной мост;
- значительная часть водоизмещения парома затрачивается на компенсацию массы ведущих машин...» [4].
По заключению комиссии, опытный образец гусеничного самоходного парома К-71 полигонных испытаний на воде не выдержал, так как работал недостаточно надежно, имел значительное количество поломок и неисправностей, показал несоответствие ряду пунктов тактико-технических требований и имел существенные конструктивные и производственные недостатки, значительно снижающие успех и надежность его использования в качестве десантного средства переправы танков и САУ. Кроме того, на испытаниях выявилась недостаточная гидродинамическая остойчивость парома К-71 при движении его с расчетными грузами.
В то же время результаты испытаний подтвердили принципиальную возможность использования К-71 в качестве механизированного десантного средства переправы танков и САУ при условии его доработки, а также дополнительной проверки на реках со скоростью течения 1,5—2,0 м/с. [4].
Данное заключение весьма своеобразно. Сначала в нем пишется: «К-71 полигонных испытаний на воде не выдержал...», потом: «...результаты испытаний подтвердили принципиальную возможность использования К-71...» по прямому назначению, а затем приводятся рекомендации по его доработке. Этот вывод весьма красноречиво говорит об отсутствии альтернативных вариантов, которым в таких случаях может отдаваться предпочтение. Как и раньше, машина была пионерной и открывала целое направление развития отечественной техники.
Танк Т-54 с минным тралом на самоходном пароме К-71.
1 Последующий опыт создания аналогичных средств показал, что из-за столь существенных изменений требований к назначению создаваемой машины плавающий транспортер К-61 (предназначенный для переправы войсковых грузов до 5 т) и не мог сохраниться в качестве даже "типа" базовой машины (предназначенный для переправы машин до 40 т). Исключение могли составить лишь отдельные узлы и агрегаты К-61, которые можно было использовать в новой машине.