Оглавление

Kravcev155.jpg

Новый вариант танконосца, разработанный под руководством А.Ф. Кравцева, получил наименование «самоходный паром К-71». Его опытный образец изготовили в 1952 г. на Опытном заводе инженерного вооружения СА (ОЗИВ) в п. Нахабино.

Несмотря на сохранение индекса предыдущего изделия (К-71), самоходный паром теперь состоял из правого и левого полупаромов, представлявших собой самостоятельные плавающие машины. Каждый полупаром включал ведущую машину с водоходным и гусеничным движителями, лодку-понтон (далее по тексту — лодка) с аппарелями, соединенную с корпусом шарнирно, а также специальное оборудование и средства связи. Открытие лодки и аппарелей обеспечивалось силовыми элементами гидросистемы. При движении по суше лодка размещалась над корпусом машины, днищем вверх. Управление раскрытием лодки и аппарелей осуществлялось с места механика-водителя. Перед раскрытием лодок на воде полупаромы сходились и стягивались с помощью ручных лебедок, после чего стыковались между собой.

Корпус ведущей машины подразделялся на отделение управления, силовое и кормовое отделения. Нижняя несущая часть корпуса включала два бортовых листа-лонжерона, две поперечные балки-колеи проезжей части, шпангоуты и днище. Верхняя часть корпуса состояла из легкого уголкового каркаса, обшивки из тонколистовой стали, укрепленной стрингерами и ребрами шпангоутов. Проезжая часть корпуса — колейная, шириной 3,54 м. Балки-колеи проезжей части представляли собой сварные фермы, покрытые листовой сталью с защитным настилом. В кормовой части корпуса находились два гребных винта в туннелях, заимствованные от транспортера К-61.

Kravcev156.jpg

Начальник ОКБ ИК СВ инженер-полковник А.Ф. Кравцев.

В средней части корпуса на правом полупароме был установлен двигатель ЯАЗ-206 (правого вращения), форсированный до 193 л.с., а на левом — двигатель GMC (левого вращения) мощностью 225 л.с. Каждый двигатель крепился к балкам корпуса в трех точках на амортизационных опорах. Топливная система полупарома состояла из двух баков емкостью по 145 л каждый, насоса, распределительных кранов, фильтров и топливопроводов. Для очистки воздуха служил воздухоочиститель автомобильного типа с добавлением мультициклона.

Система охлаждения двигателя состояла из двух водовоздушных радиаторов ЗиС-151, через которые воздух прогонялся двумя вентиляторами. В водяную систему охлаждения мотора, кроме радиаторов, был включен водо-водяной радиатор, использовавший для охлаждения забортную воду; при движении машины по суше водоводяной радиатор являлся частью трубопровода.

Выхлоп отработанных газов двигателя производился через глушитель и патрубок за борт.

Трансмиссия полупарома включала фрикционное сцепление и коробку передач, смонтированные в одном блоке с двигателем (серийные агрегаты поступали вместе с двигателем), распределительную коробку, главную передачу с планетарным механизмом и бортовыми фрикционами, бортовые редукторы с ведущими колесами, карданные валы, соединяющие между собой двигатель, агрегаты трансмиссии и винтовые движители.

В связи с левым вращением мотора GMC, установленного на левом полупароме, в главной передаче было изменено направление вращения перестановкой ведомой конической шестеренки на противоположную сторону и переставлен заливной патрубок водяного насоса.

Kravcev157.jpg

Эскиз первоначального варианта самоходного парома К-71. Паром состоял из правого и левого полупаромов, представлявших собой самостоятельные плавающие машины. Март 1951 г.

Оглавление