Разработке и принятию на вооружение индивидуальных плавсредств ПСТ-54, ПСТ-У и ПСТ-63М во многом способствовал довоенный опыт, накопленный А.Ф. Кравцевым в условиях ОКДВА, и наработки СКБ судостроительного завода №342 (г. Навашино) при создании в 1949 г. опытного образца индивидуальных плавсредств для среднего танка Т-44. Во время испытаний скорость на плаву танка, оснащенного плавсредствами, не превышала 6 км/ч. К началу 1960-х гг. за счет улучшения конструкции и применения более легких материалов скорость на плаву удалось повысить до 12,4 км/ч. Проведенный в СКБ завода №342 анализ возможностей дальнейшего повышения скорости танков с плавсредствами на плаву показал, что они ограничены резко повышающимся сопротивлением движению танка в водоизмещающем режиме и недостаточной мощностью двигателя танка, потребной для гребных винтов плавсредств [1].
Под руководством начальника отдела бронеинженерных средств ЦПИИ СВ (г. Москва) им. Карбышева инженер-полковника А.Ф. Кравцева в СКБ судостроительного завода №342 (начальник бюро — Шомин, ведущий конструктор — Дельфонцев) были разработаны технические решения и выполнены расчеты, которые показали, что в случае использования подводных крыльев для движения плавсредств и соответственного увеличения мощностей, подводимых к гребным винтам, скорости движения танка с плавсредствами могут быть увеличены в 5—5,5 раз, т.е. доведены на первом этапе до 60 км/ч с возможностью последующего повышения до 100 км/ч и более.
В 1962 г. в СКБ завода №342 выполнили технический проект плавсредства на подводных крыльях. Эта работа производилась в соответствии с постановлением СМ СССР от 17 ноября 1961 г. и подразумевала создание нового типа скоростных танко-десантных плавсредств с убирающимися подводными крыльями для форсирования морских проливов и других широких водных преград. Одновременно с плавсредствами проектировались новые средства их транспортировки.
Инженер-подполковник А.Ф. Кравцев, начальник отдела бронеинженерных средств ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева. Москва,1946 г.
Согласно техническому проекту, плавсредства в исходном районе должны были навешиваться по бортам танка. Танк по суше доставлял плавсредства до водного рубежа. Плавсредства своим ходом должны были доставить танк к берегу высадки, где автоматически происходило их отсоединение от танка. Затем каждому понтону полагалось возвратиться к исходному берегу за очередным танком или другими воинскими грузами (ракетные установки, автомашины, десант пехоты, боеприпасы, ГСМ и др.). При этом грузы, в зависимости от массы и габаритов, планировалось доставлять порознь каждым бортовым понтоном плавсредства или на двух спаренных понтонах в виде самоходного парома.
Проектом предусматривалось, что максимальная скорость плавсредств с танком при движении на подводных крыльях на спокойной воде будет не менее 60 км/ч. Расчетный запас хода по топливу, размещенному в плавсредствах, при движении на подводных крыльях достигал 400 км. Предполагалось обеспечить возможность ведения огня из танка на плаву (с места, при движении на крыльях и в водоизмещающем положении) по береговым и надводным целям, Согласно расчетам, предлагаемая конструкция гарантировала непотопляемость плавсредстве танком при заполнении танка и плавсредств водой. Обеспечивалась возможность движения плавсредств (с танком и без танка) на подводных крыльях при волнении моря до 3 баллов и движении в водоизмещающем положении при состоянии моря до 5—6 баллов.
В 1971 г. созданное на судостроительном заводе №342 Горьковского совнархоза изделие было принято на вооружение, но серийно не производилось. В Прибалтийском и Одесском военных округах изготовленными танко-десантными средствами укомплектовали два опытных танковых подразделения [1].
Спуск к урезу воды танка Т-55, оснащенного плавсредством ПСТ-54.
Выход из воды зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2, оборудованной плавсредством ПСТ-У.