В музее можно увидеть тщательно выполненную модель бронепоезда Orlik. Этот БЕПО изначально был построен для русской армии и носил имя «Хунхуз №3». Сменив в эпоху революции несколько наименований, прослужив под командованием знаменитого революционного матроса Полупанова, БЕПО в июле 1918 г. был захвачен белочехами в Симбирске на мосту через Волгу.
Бронепоезд в очередной раз переименовали — видимо, в честь уничтоженного в конце мая того же года красноармейцами прежнего «Орлика». БЕПО достаточно успешно действовал вдоль Транссиба, пока 13 апреля 1920 г. не был отнят японцами у чехословаков уже в Манчжурии. Судьба бронепоезда не вполне ясна. По крайней мере, в 1921 г. он был еще цел.
Чехословаки после захвата БЕПО перевооружили его, установив в конической башне №2 3-дюймовую полевую пушку образца 1902 г. Но насколько верно модель отражает реальный внешний вид Orlik'а, остается загадкой.
Напротив модели БЕПО — стенд, в котором манекены представляют военнослужащих того самого легиона. У их ног — достаточно редкий для той поры американский станковый пулемет Colt-Browning модели 1914 г. (с воздушным охлаждением ствола) под русский патрон 7,62х54Р. Этот экспонат, между прочим, подтверждает выпуск пулеметов данного типа на заводах Marlin (США) по так называемому «русскому заказу» (12 тыс. пулеметов и 1 млн. патронов) не только под штатный 7,62x63 (.30-06), но и адаптированный к отечественным стандартам патрон.
Вообще, американского оружия у легионеров было много. В зале, например, стоит 37,2-мм автоматическая пушка компании McLean. Таких орудий по заказу Санкт-Петербурга поставили 218 штук. Достаточно легкая (всего 336 кг), она могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами на дальность до 3200 м, компенсируя малый вес снаряда высокой скорострельностью. Автоматика действовала по принципу отвода пороховых газов.
Следующий раздел музея посвящен целому ряду небольших, но победоносных войн, которые Чехословакия вела сразу после получения независимости. Под влиянием военных поражений, провозглашения независимости Чехословакии, Государства сербов, хорватов и словенцев, Западно-Украинской Народной Республики, Польши, восстания в Будапеште император Австро-Венгрии 6 ноября 1918 г. отрекся от престола. Германоговорящая часть Богемии, наблюдавшая распад двуединой монархии и последовавший крах Второго рейха, собиралась реализовать свое право на самоопределение. Выбор был небогатым: либо присоединиться к новосформированной Австрийской Республике, либо к Германии. Но уже 6 декабря чешские легионы начали движение в сторону Судет. 12 декабря чехи разогнали немецкое самоуправление в Карлсбаде и переименовали его в Карловы Вары. Также оперативно был установлен военный контроль над территорией Моравии и Словакии.
Один из стендов отражает факт, мало известный широкой публике, — существование чешских ВМС. В витрине застыл манекен в форме чехословацкого матроса, у его ног — макет канонерской лодки President Masaryk, флагмана корабельной роты Мостового болка, дислоцировавшегося в Братиславе.
В разделе достаточно крупного австро-венгерского флота Прага не участвовала. Поэтому имперских кораблей Чехословакии не досталось, кроме дюжины речных катеров, которые сначала были сведены в Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (т.е. Эльбе), а потом по железной дороге переброшены на Дунай. Имея мощную промышленность, чехи решили самостоятельно усилить корабельный состав и в августе 1929 г. заложили в Комарно на одном из заводов «Шкода» канонерскую лодку. Ее водоизмещение составило 214 т. Вооружение — четыре 66-мм орудия в двух башнях и четыре тяжелых пулемета образца 1907/24 гг. также в двух бронебашнях. Кроме того, на корабль можно было погрузить десять речных мин. Канонерская лодка получила имя первого, на тот момент, президента Томаса Гаррига Массарика.
President Masaryk проходил под чехословацким флагом до 1939 г., потом носил флаг кригсмарине и входил в состав Дунайской флотилии немцев; был захвачен американцами. В 1947 г. корабль вернули, но уже без вооружения. Вновь вводить в боевой строй канонерскую лодку не стали, тем более что с 1959 г. оборона речной границы была передана советской Дунайской флотилии.
Следует упомянуть, что строительство боевых кораблей и катеров в 1930-е гг. чехословакам вполне было по силам. Незадолго до Судетского кризиса верфь в Комарно построила два 60-тонных речных минзага. Послужили они в Чехословакии недолго: в 1939 г. их передали Германии, в 1940 г. — перепродали в Румынию, а в 1944 г. они оказались собственностью СССР.
Значительно быстрее создавалась чехословацкая авиация. Ее развитие представлено моделями самолетов чешской фирмы Avia. Эту фирму основали в 1919 г. инженеры Павел Бенеш и Мирослав Хайн, которые организовали в мастерской старого сахарного завода в пражском районе Высочаны ремонт самолетов. В 1932 г. был разработан одноместный истребитель-биплан В-34. Машина оказалась удачной. Представленный в музее в виде модели самолет В-534 является его модификацией, получившей заслуженное признание не только в Чехословакии, но и в Греции, Венгрии, Румынии. Использовался он и в составе люфтваффе.
Несколько залов музея отведены истории Второй мировой войны. Большая часть экспонатов — макеты, отображающие известные (преимущественно — на Западе) исторические эпизоды, например разрушение «ланкастерами» дамб в Нидерландах и битву под Эль-Аламейном. Судя по представленной информации, именно так и была завоевана победа во Второй мировой войне. События на Восточном фронте отображены весьма и весьма скупо. Нельзя сказать, что Красная Армия не упоминается в принципе. Но ее место в музее полностью соответствует распространенному в США и ЕС (кроме Германии) взгляду на происходившие события.
Несколько стендов посвящено участию чехов во Второй мировой войне. Естественно, только на стороне союзников. Дело в том, что в 1939 г. во время Освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию и в Западную Украину были интернированы сотни чехословаков, пытавшихся сформировать легион и помочь Польше в борьбе с Германией. Советское правительство претензий к Чехословакии не имело, проблем с чешскими и словацкими офицерами и солдатами не было.