Таким образом, в конструкции БМПТ-72 частично реализована технология «стелс». К сожалению, решетчатые экраны в части отражения луча радиолокатора работают наоборот, но без них невозможно обеспечить защиту кормовых проекций от РПГ. Поэтому в полной мере «стелс-машиной» БМПТ-72 становится только при использовании радиопоглощающего материала, надетого поверх решеток.
В отличие от БМПТ, при покупке БМПТ-72 заказчику на выбор предлагаются несколько опций:
- выбор силовой установки: 12-цилин-дровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и наддувом от приводного центробежного нагнетателя В-84МС мощностью 840 л.с. (более дешевый базовый вариант) или аналогичный турбодизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. В первом случае сохраняется подвижность уровня базового танка, во втором - удельная мощность возрастает на 19% и достигает значения 22,73 л.с./т, превышая аналогичный показатель танка Т-90С;
- выбор системы управления движением: рычаги и механическая КПП (дешевый базовый вариант) или штурвальное управление поворотом и автоматический переключатель передач;
- выбор средств связи: в базовом варианте БМПТ-72 оснащается радиостанцией Р-168-25УЕ-2 с программно-аппаратным комплексом АВСКУ-Е, однако по желанию заказчика могут быть установлены любые другие средства связи;
- выбор вспомогательной дизель-генераторной установки: в бронированном отсеке на левой надгусеничной полке могут быть установлены генераторы ДГУ5-П27,5-ВМ1 электрической мощностью 5кВт (как на базовом варианте БМПТ) или ДГУ8-П27.5-ВМ1 мощностью 8кВт;
- дополнительная комплектация минным тралом КМТ-8 с электромагнитной приставкой ЭМТ либо бульдозером ТБС-86;
- дополнительная комплектация средствами подавления радиофугасов5.
В-84МС | Двигатель В-92С2. |
Вопреки концепции БКМ, на БМПТ-72 отказались не только от упрощения СУО и замены ПТРК на НУРС, но и от сокращения запаса топлива, в результате чего обеспечивается максимальный запас хода в 700 км. Это особенно важно в условиях длительного автономного действия в горах, степях и пустынях в отрыве от баз снабжения. Да и в условиях городских боев подвоз топлива часто бывает затруднен или попросту невозможен. На БМПТ-72 также оставлены штатные средства защиты от оружия массового поражения: тут стоит вспомнить совсем свежий случай химических атак против правительственных войск и мирного населения со стороны сирийских инсургентов. А вот противопожарное оборудование модернизировано с заменой на более быстродействующее. Выживаемость экипажа повышена и за счет применения внутри боевого отделения противоосколочных экранов из арамидного полотна «Армотекс» типа «Кевлар», защищающих от потока вторичных осколков и брызг кумулятивной струи.
Решетчатый экран, защищающий кормовую часть машины слева. Фото А. Хлопотова |
На новой машине контейнеры ПТРК защищены бронированными кожухами. Фото А. Хлопотова |
5 Терликов А.Л., Авраменко Д.Н., Неволин В.М. Танк Т- 72 - новый этап развития. Реинжиниринг: от Т-72 к концепции боевой платформы // Арсенал Отечества. - 2013, №4, с.52-55;
Мировая премьера Уралвагонзавода - БМПТ-72 на выставке RAE-2013, пресс-релиз ОАО «НПК «Уралвагонзавод»;
БМПТ-72. Боевая машина поддержки танков/ Рекламная брошюра. - ОАО «НПК «Уралвагонзавод». 2013, с.52;
БМПТ-72. Боевая машина поддержки танков / Рекламный проспект. - Дивизион спецтехники НПК «Уралвагонзавод».