Оглавление

Как видно, конструкторами УКБТМ была осознана высокая стоимость БМПТ как при изготовлении новых машин, так и при их конверсии из старых, снимаемых с вооружения танков Т-72. Однако нигде и ни разу они не упомянули такое немаловажное обстоятельство, как соответствие численности экипажа существующим типовым штатам. В настоящее время штат частей, на вооружении которых состоят танки типа Т-72, строится на численности экипажа танка из 3 человек. С принятием на вооружение БМПТ встает вопрос не только о том, как использовать данную машину (так как тактика ее применения нигде и никем не описана), но и где брать и как готовить еще двух членов экипажа?

С вопросами эксплуатации БМПТ в войсках впервые столкнулась армия Республики Казахстан. В настоящее время Казахстан - это единственное государство, которое приобрело БМПТ и приняло его на вооружение. Первая информация о предстоящей покупке Казахстаном «терминаторов» просочилась в прессу 20 июля 2008 г. Тогда в Париже на салоне «EUROSATORY-2008» начальник управления департамента Сухопутных войск российской внешнеторговой компании «Рособоронэкспорт» Вячеслав Губарев сообщил прессе: «В апреле мы возили БМПТ в Казахстан и показали его президенту Назарбаеву, После этого казахские специалисты посетили «Уралвагонзавод». Теперь, по нашим сведениям, они формируют предложение о поставках БМПТ».

Проблема состояла в том, что казахская сторона не могла определиться, на какой базе заказывать машину - на шасси конверсируемого танка Т-72 или на новом шасси Т-90С. Первоначально планировалось найти применение танкам Т-72, доставшимся Казахстану в большом количестве от СССР. Однако после подсчета затрат и определения стоимости оказалось, что разумнее использовать в качестве платформы новый Т-90С, т.е. строить сразу полностью новые БМПТ.

Большие делегации из Казахстана принимали участие в выставках вооружений в Нижнем Тагиле в 2008 и 2009 гг., чтобы посмотреть БМПТ в работе. Подписание контракта с Казахстаном на покупку БМПТ и другие российские боевые машины состоялось в 2010 г., поставка - весной 2011 г. 30 августа 2011 г. в городе Астана - столице Республики Казахстан - состоялся военный парад, посвященный Дню Конституции, на котором приняли участие и три БМПТ. Вскоре после парада эти машины отправили обратно на «Уралвагонзавод», где была проведена их окончательная отладка и доработка. При этом эксперты отметили, что облик серийных БМПТ «Терминатор» несколько отличается как от рекламных материалов разработчика, так и от натурного демонстрационного образца, который регулярно показывается на различных выставках вооружений и военной техники. Главным отличием стала модернизация оборудования и прибористики:
-  видеосмотровые устройства на электролучевых трубках заменены на ВСУ ГИП (плазменные панели);
-  установлена система межобъектового взаимодействия;
-  применена новая панель управления водителя и усовершенствованная система управления двигателем БАС-6М.

Доработке подверглись экраны с динамической защитой, были установлены пулезащитные планки перед смотровым прибором механика-водителя, смонтированы дополнительные ящики ЗИП на корпусе и башенном модуле.

Получив БМПТ, Казахстан провел интенсивные испытания этих машин с целью определения их боевых возможностей, тактической ниши, принципов использования и места в структуре вооруженных сил. С этой целью машины были переданы в Алма-атинский Военный институт Сухопутных войск. В ходе изучения был выработан очень интересный вариант применения БМПТ, именно как контртеррористической боевой машины. Поскольку одновременно с БМПТ казахская армия закупила еще и тяжелую огнеметную систему ТОС-1А «Солнцепек», то в целях эксперимента было создано подразделение, получившее на вооружение обе эти машины. При этом на ТОС-1А возлагаются основные задачи по нанесению огневого поражения группировкам боевиков, а БМПТ используются как командные машины и для последующей «зачистки» территории. Такой тандем на экспериментальных учениях показал очень высокую эффективность.

БМПТ, в целом, понравилась казахской армии. Заместитель министра обороны Республики Казахстан генерал-майор Талгат Жанжуменов заявил по этому поводу прямо: «...Боевая машина поддержки танков, которая находится у нас на вооружении, это средство предназначено на поле боя для поддержки личного состава и для поддержки наступательных и оборонительных действий танковых подразделений. ...Это универсальное средство, которое позволяет заменить 2-2,5 боевых машин пехоты или 3-4 БТР по своему боевому потенциалу».

После приобретения Казахстаном партии БМПТ резко вырос интерес к этой боевой машине со стороны других государств. «Около десяти стран- наших традиционных партнеров из Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ проявляют заинтересованность», - сказал заместитель генерального директора НПК «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов в одном из интервью в мае 2012 г. на выставке вооружений KADEX-2012 в Астане. Одной из этих стран, вероятно, является Алжир, где в апреле 2013 г. БМПТ прошла испытания на армейском полигоне «Хасси Бахбах» (Hassi Bahbah).

Но и Казахстан не остановился на закупке всего трех единиц. На выставке DSA-2012 в Куала-Лумпуре, проходившей с 16 по 19 апреля, заместитель Генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин сообщил, что Казахстан подал заявку на покупку второй партии БМПТ. А в начале мая на выставке KADEX-2012 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) и Минобороны Казахстана подписали меморандум о закупке девяти БМПТ, которым была предусмотрена поставка этих машин по три единицы в год. Начало поставок планировалось на 2013 год. При этом речь шла уже о совместном производстве БМПТ. 19 сентября того же, 2012 г., на IX форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Павлодаре российская государственная корпорация «Уралвагонзавод» и казахстанская национальная компания «Казахстан инжиниринг»4 подписали меморандум о создании на территории Казахстана совместного предприятия по ремонту и модернизации бронетанковой техники.

BMPT-72007.jpg

Боевая машина БМПТ-72. Вид спереди. Фото А. Хлопотова.


4 АО «НК «Казахстан инжиниринг» входит в государственный холдинг «Самрук-Казына» и находится под управлением министерства обороны Казахстана. Компания обеспечивает единую финансовую, производственную и технологическую политику на крупнейших военных предприятиях республики.

Оглавление