Оглавление

Что же в итоге?

При проектировании МЗБА в мире просматривается устойчивая тенденция увеличения минной стойкости в соответствии с требованиями программы MRAP II (от 6 до 8 кг ТНТ). При этом практически все машины типа MRAP разрабатывались на базе коммерческих грузовиков или включают узлы и агрегаты от них, что позволяет снизить стоимость и удешевить сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Конструкции машин допускают в кратчайшее время переоборудовать их в любую версию в зависимости от назначения — транспортер, машину управления, патрульную или разведывательную, машину технической помощи, медицинскую машину или платформу для установки различного вооружения.

AutMRAP018.jpg AutMRAP019.jpg

Миннозащищенный автомобили типа MRAP не обеспечивают 100%-ной гарантии выживаемости людей при подрывах на минах и фугасах.

Бронеавтомобиль Caiman после подрыва на СВУ.
AutMRAP020.jpg

Часто в «горячих точках» машины типа MRAP поражаются огнем из гранатометов.

Если при конструировании современных БТР с целью повышения их защищенности все чаще отказываются от оборудования их бойницами для ведения огня из индивидуального оружия десанта, то на МЗБА практически на всех машинах внедряют амбразуры. Предусматривается также установка дистанционно управляемого вооружения.

Большинство МЗБА обеспечивают баллистическую защиту экипажа и десанта в соответствии со 2 уровнем по STANAG 4569. Дополнительная защищенность реализуется за счет установки модульной многослойной брони с керамическими элементами.

Основная комплектация МЗБА включает:
- централизованную систему подкачки шин;
- систему ABS;
- систему безопасности сидений водителя и десанта;
-  систему внешней связи, в том числе переговорные устройства внутренней связи и связи экипажем с десантом, находящимся вне машины;
-  интегрированную систему управления с GPS-приемником и систему аварийного спутникового маяка;
-  систему кондиционирования воздуха;
-  боестойкие шины в комплектации со вставками, позволяющими продолжать движение на спущенных шинах; одно или два запасных колеса.

В качестве дополнительных опций предлагается модульная броня, а также система обнаружения снайперов.

В целом можно сказать, что миннозащищенные бронеавтомобили пришли на замену бронетранспортерам для ведения боевых действий в условиях контрпартизанской войны. Они способны лучше защитить экипаж и десант при подрывах на минах и СВУ, имеют больший ресурс, позволяют обеспечить экипажу и десанту лучшие условия при длительном нахождении внутри машины. Главное достоинство MRAP — более низкая стоимость по сравнению с БТРами. Казалось бы, найдена панацея для пехоты — дешево и эффективно. Но, как показывает опыт военных конфликтов в Ираке и Афганистане, люди продолжают гибнуть даже в машинах типа MRAP. От всех средств поражения отдельную машину защитить невозможно, будь то MRAP, танк, БТР или что угодно. Держит MRAP, к примеру, взрыв 8 кг ТНТ, но противник может положить 10 кг, кто ему мешает? А есть еще РПГ, против которых даже самые современные танки не сумеют устоять. К тому же минируются в основном дороги: именно на них несут потери войска коалиций, ведущих действия в Ираке и в Афганистане. А если осуществлять перевозки вне дорог, где вероятность нарваться на СВУ или мину намного меньше? Вот тут-то большинство автомобилей типа MRAP (особенно западного производства) не в состоянии нормально передвигаться: сделаны-то они на шасси коммерческих грузовиков. Получается, что способы ведения боевых действий определяют не военные, а коммерсанты, предлагающие боевую технику подешевле в производстве (в первую очередь для коммерсантов), но продающуюся в армию не по самым бросовым ценам, а даже наоборот.

Хотя был разработан новый класс бронированных машин MRAP, он не способен полностью обеспечить сохранение жизни солдат. Все же танк имеет намного лучшую баллистическую защиту и не меньшую противоминную стойкость, и уж намного лучше решает задачи огневого поражения противника. Отсюда вывод — снова экономия на жизни солдат.

Однако, если МЗБА позволят сохранить хоть на одну жизнь больше, чем вся другая техника, находящаяся на вооружении, несомненно — такие машины нужны. Но надо понимать, что MRAP — это не панацея. Решить задачу противоминной защиты можно только благодаря комплексному подходу. Нужны средства, обеспечивающие обнаружение и обезвреживание мин и СВУ. Нужны средства, способные обнаруживать противника в засадах, чтобы упреждать его действия. Нужны средства, чтобы не позволять организовывать вообще какие-либо бандформирования. Но такие средства по стоимости значительно превысят создание и производство машин типа MRAP. Это как в старом советском анекдоте, когда иностранцы увидели советский «Урал», способный двигаться по любому бездорожью благодаря наличию полного привода, блокировке межколесных и межосевых дифференциалов, наличию пониженной передачи, они сказали: «Что только не сделают русские, чтобы нормальных дорог не строить». Так и тут: создали миннозащищенные автомобили, а вот сделать так, чтобы ничего не взрывалось под машинами, исключить саму вероятность закладки фугасов и мин — это сложнее.

Сегодня остается одно — четкая организация взаимодействия, тщательная разведка всех видов, упреждение противника в огневом поражении, лишение его возможности минирования дорог, грамотное использование авиации и многое другое. Тогда жизни солдат будут в сохранности. А машины MRAP — это лишь одно из средств всего комплекса по защите солдатских жизней.

AutMRAP021.jpg

Оглавление