Оглавление

2S7_Pion036.jpg

Силовая установка САУ 2С7 «Пион» состоит из двигателя В-46-1 и обслуживающих его систем. Двигатель — дизельный, двенадцатицилиндровый, V-образного типа, четырехтактный, с наддувом, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском. Наддув осуществляется приводным центробежным нагнетателем.

Двигатель В-46-1 создан конструкторами ЧТЗ на базе танкового двигателя В-46 (используемого на танке Т-72) с небольшими компоновочными отличиями, в том числе по месту расположения вала отбора мощности. Для обеспечения подогрева воздуха, поступающего по трассе зимнего забора воздуха, над двигателем в моторном отделении на кронштейне установлен отражательный щиток, который направляет поток холодного воздуха в область нагретых частей двигателя.

Когда зашла речь о модернизации САУ 2С7 «Пион», то конструкторы учли недостатки силовой установки, базирующейся на дизеле В-46 (недостаточные мощность и гарантийный ресурс). В этой связи был проведен ряд научно-исследовательских работ по применению в качестве силового агрегата двигателя В-84Б. Повышение ТТХ было достигнуто благодаря следующим мероприятиям:
-  увеличению мощности на 60 л.с;
-  использованию в качестве топлива (дополнительно к дизельному) керосина ТС-1 (Т-1, Т-2) и бензина А-72;
-  повышению гарантийной наработки двигателя;
-  вводу датчиков аварийной сигнализации при критичных параметрах — температуре охлаждающей жидкости и давлении масла на восьмой опоре коленчатого вала двигателя.

Двигатель В-84Б полностью унифицирован с базовым В-84. Отличия связаны с особенностью компоновки дизеля В-84 в танке «Объект 172М» и разными типами систем охлаждения (эжекционная в «Объекте 216» и вентиляторная в «Объекте 172М»),

На моторном стенде конструкторского бюро ЛКЗ провели экспериментальную отработку эжекционной системы двигателя. В частности, была определена оптимальная величина отсоса картерных газов, что позволило стабилизировать давление в картере двигателя, а главное — существенно повысить эффективность системы охлаждения.

Испытаниям подверглось несколько двигателей, один из которых в составе машины «Объект 216» (заводской номер 61К30) прошел:
- ходовые испытания в объеме 500 моточасов с разбивкой на два этапа: 1-й — 350 ч (гарантийная наработка), 2-й — до 500 моточасов;
- проверку работоспособности при пониженных (до -50°С) и повышенных температурах (до +50°С) окружающего воздуха;
- испытания на работоспособность при проведении серии стрельб.

Подчеркнем, что испытывались не только двигатели, но и все системы, обслуживающие его, или, точнее, силовая установка.

Испытания проводились в феврале-октябре 1985 г. на трассах полигона КБ-3 Кировского завода и на артполигоне Ржевка (Ленинградская область). Пробег «Объекта 216» составил 7930 км, наработка двигателя — 503 моточаса. Полностью подтвердилась возможность работы двигателя с использованием различных видов топлива и масел.

Режимные испытания включали 16 безостановочных, 100-километровых пробегов, два суточных пробега, четыре пробега на полную выработку топлива, а также буксировку и движение на буксире (35 км).

Осуществлялись также пробеги общего назначения для определения запаса топлива на различных трассах и при различных погодных условиях, при этом двигатель отработал 469 ч под нагрузкой. Приведем некоторые из полученных тактико-технических показателей (см. таблицу).

4. Расход масла на 100 км, л

1,2-4,0

5. Расход масла на 1 ч работы двигателя, л

0,8-0,9

6. Средние скорости движения, км/ч

20-26

7. Диапазон эксплуатационных оборотов, об/мин

1600-2000

8. Температура:

- масла

75-105°С

- воды

75-100°С

Испытания в камере холода показали, что двигатель надежно запускался после разогрева штатным подогревателем (при температуре -50°С, при использовании штатного масла М16 ИХП-3). Время разогрева составляло 51 мин. При использовании в системе смазки масла М12В2РК время разогрева сокращалось более чем на 30%. Определялись и другие параметры. Показания приборов фиксировались кинопленкой, а датчиков — осциллографировались в процессе пуска двигателя. В результате были установлены и даны рекомендации считать критерием готовности двигателя к запуску наличие давления масла на шестой опоре коленвала двигателя.

Всесторонние стендовые испытания проходили в условиях повышенных (до +50°С) температур. При этом были определены: расходы воздуха, потребляемые системой охлаждения на режиме максимальной мощности; сопротивление эжекционной системы; разряжение на входе в нагнетатель двигателя; величины избыточного давления газов в картере двигателя; максимальные температуры охлаждающей жидкости, масла, выхлопных газов и ряд других параметров.

Выяснилось, что система охлаждения двигателя при температуре охлаждающего воздуха +50°С обеспечивает теплосъем на режиме 90% максимальной мощности.

Таким образом, подтвердилась работоспособность силовой установки во всем диапазоне температур окружающего воздуха и соответствие технических условий на поставку двигателя В-84Б. Ответственным исполнителем этой большой работы был начальник отдела В.Н. Макухин, а руководителем работ — главный конструктор проекта В.П. Яковлев. Испытания проводили инженеры Н.А. Березин, С.М. Лукашов, А.Б. Румакова, А.В. Захаров, B.C. Михайлов.

Оглавление