САУ 2С7«Пион» (вид с левого борта). Видны выдвинутые штоки гидроамортизаторов, выхлопные жалюзи, закрытые сеткой, топливные баки, площадка наводчика с двумя штурвалами (ручного дублирующего подъема и поворота ствола) и площадка с пультом замкового.
Корпус САУ
Корпус САУ 2С7 «Пион» из броневой стали обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Он состоит из носовой части, двух боковин и днища, крыши и кормовой части.
Б.П. Богданов, руководитель отдела, где проектировался корпус, вспоминал: «С корпусом САУ проблем хватало. Пришлось поработать серьезно, и не сразу все удалось. Задача была достаточно противоречивой: во-первых, конструкция корпуса должна быть легкой, так как вес самой орудийной системы уже был критичен для самоходного шасси; подводить восьмой каток не рационально — теряем подвижность и остальные преимущества короткой базы. Н.В. Курин «подкинул» нам специалистов. Помогали все: и расчетчики, и исследовательские лаборатории. Сотни вариантов просчитаны и множество макетов исследованы на жесткость распределения нагрузок в критичных зонах, пока не увидели рациональное зерно. Во-вторых, требование заказчика — хорошая защита от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков. Ну, а главное — это динамическая нагрузка от выстрела, порядка 260 т. Да и немаленькие нагрузки при движении по пересеченной местности на предельных скоростях.
Исследования, расчеты и эскизные конструкторские проработки показали единственно правильное решение - делать корпус, его элементы из двух составляющих - наружной (около 13 мм) и внутренней (около 8 мм), а дополнительно «пропускать», где надо, элементы усиления. Конечно, в местах сосредоточения нагрузок (ось орудия, крепления бортовых передач и др.). Получалось что-то вроде подводной лодки с двойным корпусом.
Хорошо поработал Федоров Гена. Помню, он рассказывал, как на испытаниях нам «завидовали» другие артиллеристы, что мы применили бульдозер, который был эффективным сошником и сам копал окоп, а у них это делали вручную. Уж про точность стрельбы на такие огромные расстояния - вообще легенды ходили, хотя, если откровенно, - правдоподобные.
Чтобы представить грандиозный объем работ по отработке узлов и систем «Пиона», стоит сказать о проведенных исследованиях отдельных конструктивных элементов корпуса на его прочность и жесткость. В частности, исследовалось применение съемного элемента кормовой части с целью получить на базе единого корпуса несколько его модификаций для различных машин.
Исследования проводились на модели корпуса (масштаб 1:4), изготовленной из оргстекла при нагрузках, имитирующих работу орудия в различных режимах. Определялись напряжения в элементах корпуса при нагрузках, имитирующих транспортные режимы.
При этом масштаб силового подобия при исследованиях напряжений и деформаций составлял от 3857 до 6750, которые проводились с помощью тензорезисторов (166 шт.) с пересчетом на натуру по формулам моделирования.
Определялись наименьшие запасы прочности по отношению к пределу текучести, которые составили к=2,47-2,82 напряжения (без съемного элемента в кормовой части) в транспортных режимах не превышали 900 кг/см2.
Исследовано несколько десятков вариантов конструктивных элементов корпуса и режимов вывешивания (на переднем упоре, различных бортах и т.д. и п.т). В итоге был выбран корпус 216-50сб2, оптимизированный по всем показателям.
Главная задача, противоречивая по сути, была решена. На мой взгляд, корпус получился неплохой. Изготовление корпуса шасси было поручено «Ижорскому заводу» (г. Ленинград). Он являлся остовом, объединяющим в единое целое все агрегаты и механизмы и воспринимающим все нагрузки при передвижении и боевой работе орудия».
САУ 2С7 «Пион» в походном положении. Сошник поднят. На сошнике хорошо видны кронштейны для установки дополнительных бочек с топливом. Досылатель МЗ в положении «по-походному».