Оглавление

122HM-30055.jpg

Поврежденный трактор СТЗ-5-НАТИ со 122-мм гаубицей М-30 с артиллерийским передком. Лето 1941 г.

122HM-30056.jpg

Гаубица М-30, брошенная при отступлении советских войск летом 1941 г.

Нехватка специализированных средств тяги для артиллерии всех уровней подчинения была головной болью руководства ГАУ на протяжении военных лет. Относительно сносно в этом отношении обеспечивалась артиллерия Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), где также использовались М-30, но и там приходилось задействовать народнохозяйственные тракторы и грузовые автомобили из-за нехватки подходящих тягачей.

Что же касается первичного «реципиента» 122-мм гаубицы обр. 1938 г. — дивизионной артиллерии, то для нее ГАУ изначально основным средством тяги считало конную. Орудия комплектовались передками и зарядными ящиками, что для механической тяги хоть и допускалось, но было в целом избыточным. Конная тяга обладала своими достоинствами, и в отдельных случаях она могла быть даже выигрышнее механической. Но она совсем не подходила для механизированных частей и соединений, предназначенных для маневренных боевых действий. Кроме того, лошади страдали высокой уязвимостью от любого вида оружия противника и, главное, являлись трудно восполняемым ресурсом. Грузовой автомобиль в этом плане смотрелся тоже далеко не лучшим образом, но зато не все попадания в него ружейных пуль и мелких осколков приводили к потере тяговой функциональности, а поставки от отечественной промышленности и по ленд-лизу вместе с использованием трофейной автомобильной техники позволяли компенсировать потери.

Оптимальным решением мог стать легкий и быстроходный гусеничный тягач (особенно с противопульным бронированием наиболее ответственных частей), но для дивизионной артиллерии он оставался до конца войны по большому счету мечтой. Некоторым приближением к ней являлась ярославская машина Я-12, однако объемы ее выпуска были небольшими.

Поэтому широко практиковалось использование в качестве артиллерийских тягачей грузовых автомобилей различных типов. Массово выпускаемые отечественные ЗИС-5 по своим характеристикам подходили для возки дивизионных орудий по дорогам — масса разрешенного в таких условиях прицепа составляла 3,5 т. В условиях бездорожья было хуже, но здесь большую роль сыграли поставки по ленд-лизу: трехосные полноприводные General Motors CCKW-353 и Studebaker US6 могли буксировать гаубицы дивизионной артиллерии (перевозя заодно расчеты и боеприпасы), хотя и с некоторыми ограничениями. Естественно, что с М-30 можно было использовать и такие тягачи, как «Коминтерн», С-2 или народнохозяйственные тракторы разных типов, однако при этом терялось одно из главных преимуществ орудия — возможность его возки с высокой скоростью (до 50 км/ч) по дороге с твердым покрытием.

122HM-30057.jpg

Артиллерийский передок к гаубице М-30. Справа: вид сзади с открытой дверцей.

122HM-30058.jpg 122HM-30060.jpg
Лыжная установка ЛО-5 предназначалась для обеспечения возможности буксировки гаубицы М-30 за гусеничным тягачом по глубокому снегу или на болотистой местности. Артиллерийский передок к гаубице М-30 для конной тяги.
122HM-30059.jpg 122HM-30061.jpg

Размещение кирко-мотыги, ведра и топора на передке к гаубице М-30.

Оглавление