Завершая обзор снарядов, кратко остановимся на их боевых качествах. 122-мм гаубичная осколочно-фугасная граната ОФ-462 при установке на осколочное действие разрыве давала 400—500 убойных осколков. Площадь действительного поражения осколками для нее указывалась в 60 м по фронту и 20 м в глубину, сплошного — 18x8 м; позднее для упрощения приводились примерные характеристики осколочного поражения — 40x8 м. При установке взрывателя «на второе замедление» снаряд мог разрушать полевые постройки, покрытые одним накатом бревен с земляной присыпкой толщиной до 40 см, при установке на фугасное действие его разрыв образовывал в летнем грунте средней плотности воронку глубиной до 1,2 м и объемом до 2,5 м3.
Осветительный парашютный снаряд С-462, срабатывая на высоте около 500 м, давал силу света в 400 000 кандел в течение 45 с. Расход дымовых 122-мм снарядов (например, цельнокорпусных Д-462) для постановки на фронте шириной около 500 м дымовой завесы, удерживающейся в течение 5 мин, составлял, в зависимости от направления и силы ветра, от 15 до 100 шт.
Метательные заряды к М-30 также подвергались определенной ревизии. Изначально имелось девять зарядов состава Ж-463 для всего спектра используемых снарядов — полный и уменьшенные с первого по восьмой. Однако для каждой конкретной комбинации типов боеприпаса и взрывателя существовали свои ограничения по использованию. Конструктивное исполнение метательного заряда включало вложенные в гильзу основной пакет с порохом марки 4/1 и воспламенителем, четыре нижних равновесных пучка с порохом марки 9/7 и четыре верхних равновесных пучка с порохом марки 9/7. Верхние и нижние равновесные пучки обладали разной массой пороха и поэтому не были взаимозаменяемы. В гильзу также вкладывался размеднитель — моток оловянной или свинцовой проволоки, имелась опциональная возможность использования добавок-пламегасителей.
Тактико-технические характеристики 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30)
Характеристика |
Значение |
Конструктивные особенности |
|
Ствол |
Нарезной, состоит из трубы, кожуха и казенника |
Затвор |
Поршневой, однотактный |
Противооткатные устройства |
Гидравлический тормоз отката и наката, гидропневматический накатник; при откате неподвижны |
Подъемный механизм |
Секторного типа |
Поворотный механизм |
Винтового типа |
Уравновешивающий механизм |
Пружинный, толкающего типа |
Лафет |
С раздвижными станинами и подресоренным колесным ходом; возможна стрельба при сведенных станинах |
Рессорное подвешивание колесного хода |
Полуэллиптическая листовая рессора, автоматически выключается при разведении станин, имеется возможность ручного отключения |
Колеса |
С металлическими ступицами и резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной |
Массогабаритные характеристики |
|
Габаритная длина в походном положении, мм |
5900 (без передка) 8600 (с передком) |
Ширина орудия в походном положении, мм |
1975 |
Высота орудия при нулевом угле возвышения, мм |
1820 |
Масса в боевом положении, кг |
2360 (орудия выпуска до середины 1943 г.) 2450 (более поздние) |
Масса в походном положении, кг |
2550 (без передка) 3100 (с передком) |
Масса откатывающихся частей, кг |
810 |
Масса качающейся части, кг |
1014 |
Ствол |
|
Калибр, мм |
121,92 |
Длина ствола без затвора, мм |
2800 (L 22,7) |
Длина канала, мм |
2670 |
Длина нарезной части, мм |
2278 |
Число нарезов |
48 |
Крутизна нарезки |
переменная |
Длина хода нарезов у каморы, клб |
36 |
Длина хода нарезов у дула, клб |
20 |
Огневые характеристики |
|
Высота линии огня, мм |
1200 |
Диапазон угла вертикальной наводки |
от -3° до +63,5° |
Диапазон угла горизонтальной наводки |
49° (24,5° влево и вправо) |
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м |
11800 |
Максимальная скорострельность, выстр./мин |
5-6 |
Подвижность |
|
Клиренс (дорожный просвет), мм |
330-357 . |
Диаметр колеса, мм |
1180 |
Ширина хода (колея), мм |
1600 |
Максимальная скорость буксировки по шоссе, км/ч |
50 |
Количество лошадей в упряжке при конной тяге |
6 |
Прочее |
|
Время перевода из походного положения в боевое, мин. |
1 |
Расчет, чел. |
8 (Командир орудия, два наводчика, замковый, установщик, трое заряжающих и подносчиков) |