Боевые машины 9А33БМ2 ЗРК «Оса-АК».
Ракета, доработанная для использования в составе ЗРК «Оса-АК», получила обозначение 9М33М2. Она практически ничем не отличалась от своего исходного варианта, за исключением установки на ней усовершенствованного радиовзрывателя и складывающихся крыльев (попарно навстречу друг другу), что позволило разместить ее в транспортно-пусковом контейнере квадратного сечения. Также была повышена радиационная стойкость ракеты и увеличен ее гарантийный срок хранения до 5 лет.
Заводские испытания опытного образца модернизированного варианта комплекса завершились на Эмбенском полигоне (начальник полигона - Б.И. Ващенко) в июне 1974 г. Начальник лаборатории испытаний Брянского автозавода А.П. Павлов позже записал: «В 1973-1974 гг. проводились полигонные испытания шасси БАЗ-5937 в составе комплекса «Оса-АК» на полигоне Эмба. Руководителем рабочей бригады был представитель 21 НИМИ AT МО С.И. Малинин - хороший организатор, большой специалист испытаний опытных образцов техники для Министерства обороны. На Брянском автозаводе изготовили два опытных образца шасси БАЗ-5937 и отправили на машиностроительный завод в г. Ижевск под установку оборудования. После чего две пусковые установки комплекса « Оса-АК» были отправлены на испытания. Аля обеспечения работоспособности шасси БАЗ-5937 на полигоне постоянно находилась рабочая бригада завода в составе инженера, водителя и электрика».
В сентябре 1974 г. начались государственные испытания комплекса, которые продолжались до февраля 1975 г. и завершились принятием ЗРК «Оса-АК» на вооружение. Комиссию по их проведению возглавлял полковник В.А. Сухоцкий. В состав комиссии также входили: от Министерства обороны - Е.М. Трубников, П.А. Гусаченко, В.М. Феоктистов и другие; от разработчиков - В.П. Ефремов, И.М. Дризе. В.В. Осипов, В.В. Пачкин, главный конструктор БАЗ И.А. Юрин, его заместитель В.Д. Захаров и представители других организаций, участвовавших в испытаниях. Техническое руководство испытаниями осуществляли И.М. Дризе, A.M. Рожнов, В.В. Осипов.
В ноябре 1975 г. начались работы по дальнейшей модернизации ЗРК «Оса-АК», основным направлением которой стало обеспечение поражения средствами комплекса боевых вертолетов, которые оказались крайне специфичными целями как с точки зрения их обнаружения радиолокационными средствами, так и поражения боевым снаряжением ракеты. Этому была посвящена ОКР «Мара», в ходе которой выявилась необходимость введения для ЗРК «Оса» измененного метода наведения, повышения разрешающей способности ИКО, использования многорежимности управления боевым снаряжением ракеты и режима коррекции согласования боевого снаряжения ракеты по времени задержки подрыва. Для стрельбы по вертолетам был предложен специальный метод наведения ракеты - полуавтоматическое сопровождение цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.
Модернизированная ракета 9М33МЗ отличалась от ранее созданных вариантов доработанным радиовзрывателем.
Размещение ЗУР комплекса «Оса» в ТПК; на фото справа - вращающийся крыльевой блок ракеты 9М33МЗ. |