Из воспоминаний А.Г. Шипунова: «В целом, обстановка в нашей работе по совершенствованию «Тунгуски» была благоприятной. Все участники кооперации работали на одну задачу. Конечно, в какой-то степени мы продолжали соперничать с созданным к тому времени « Тором», хотя наша система не была всепогодной из-за тою, что на начальных этапах не нашлось подходящих решений для создания таких средств автоматического сопровождения. Но ко времени создания варианта «Тунгуска-М1» решения были найдены, и получилось очень неплохо — на демонстрационных испытаниях было получено прямое попадание в такую сложную мишень, как Е-95. Однако это было уже в 1990-е годы, когда настали другие времена. «Тунгуска-М1» прошла испытания, но ее долго не принимали на вооружение. Формальной причиной было то, что выдвинутыми в этом десятилетии новыми требованиями предусматривалось наличие для комплекса отечественной базы производства. Поэтому вместо ГМ-352 белорусского производства «Тунгуска-М1» получила шасси ГМ-5975 Мытищинского производственного объединения «Метровагонмаш». Особых возражений там не было, но наша боевая машина поначалу потеряла ряд своих ценных качеств, в том числе гидропневматическую подвеску. Я всеми силами сопротивлялся такому подходу, выступал на совещаниях, говорил, что это резко снизит точность стрельбы, особенно в движении. Понемногу ко мне начали прислушиваться, и со временем нам удалось общими усилиями довести машину до необходимого уровня».
В окончательном виде модернизированная «Тунгуска-М1» была принята на вооружение 2 сентября 2003 г.
Этот вариант комплекса обеспечивает стрельбу зенитными автоматами с места, коротких остановок и в движении в любое время суток и любых погодных условиях, а ракетами с места — в условиях визуальной видимости.
Кроме боевых средств, в состав ЗПРК «Тунгуска-М 1» входят средства технического обслуживания и ремонта и учебно-тренировочные средства. В состав средств технического обслуживания и ремонта входят: транспортно-заряжающая машина 2Ф77М; машина ремонта и технического обслуживания 1Р10-1М1; машина технического обслуживания 2В110-1; машина ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1М1; машина (мастерская технического обслуживания) МТО-АГ3-М1.
Основные характеристики различных вариантов ЗПРК «Тунгуска»
Вариант |
«Тунгуска» |
«Тунгуска-М» |
«Тунгуска-М1» |
Дальность обнаружения СОЦ, км |
18 |
18 |
18 |
Дальность сопровождения ССЦ, км |
13 |
13 |
16 |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с |
500 |
500 |
500 |
Зона поражения для пушечного вооружения, км: |
|||
по высоте |
0—3,0 |
0-3,0 |
0—3,0 |
по дальности |
0,2—4 |
0,2-4 |
0,2—4 |
параметр |
2 |
2 |
2 |
Зона поражения для ракетного вооружения, км: |
|||
по высоте |
0,015—3,5 |
0,015—3,5 |
0,015—3,5 |
по дальности |
2,5-8 |
2,5—8 |
2,5-10 |
параметр |
4 |
4 |
|
Время реакции, с |
— |
— | |
6-8 |
Боекомплект: |
|
||
ракеты |
8 |
8 |
8 |
30-мм выстрелы |
1936 |
1936 |
1904 |
Скорость движения, км/ч: |
до 65 |
до 65 |
до 65 |
по шоссе |
|||
по грунтовой дороге |
до 40 |
до 40 |
до 40 |
по бездорожью |
до 15 |
до 15 |
до 15 |
Транспортно-заряжающая машина 2Ф77М предназначена для транспортирования 32 коробов с выстрелами и восьми ракет, а также для снаряжения или расснаряжения патронных лент.
Машины технического обслуживания и ремонта обеспечивают проведение планового технического обслуживания и текущего ремонта радиолокационной и цифровой вычислительной аппаратуры, электрооборудования, гусеничных шасси и автомобилей, восстановление работоспособности механических сборочных единиц, перевозку, хранение группового комплекта ЗИП и учебно-тренировочных средств.
Для проверки ЗУР на базах хранения применяется автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921М.
В состав учебно-тренировочных средств входят: тренировочное устройство для командира ЗСУ и оператора РЛС 1РЛ912М; автономный тренажер наводчика оптического прицела 9Ф810М; учебный класс изучения материальной части ЗСУ и приемов ее эксплуатации.
Тренировочные средства, находящиеся в составе комплекса, обеспечивают в сочетании с работой по реальным воздушным целям возможность привития расчетам твердых навыков боевой работы в сложных условиях.
Организационно ЗПРК «Тунгуска-М1», как правило, образует зенитно-артиллерийскую батарею, которая может входить в состав зенитного дивизиона мотострелкового или танкового полка, бригады, дивизии. В составе батареи обычно имеются отделение управления и три зенитных взвода.
Зенитный взвод является основным тактико-огневым подразделением, оптимальный состав которого предполагает наличие двух боевых и двух транспортно-заряжающих машин. Взвод такого состава способен вести боевые действия и выполнять боевые задачи в составе батареи или самостоятельно.
Литература
1. Петухов СИ, Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России. — М: ВПК, 1997.
2. Ангельский Р.Д., Шестов И.В. Отечественные зенитные ракетные комплексы. — М.: АСТ-«Астрелъ», 2002.
3. Зенитное ракетное оружие мира, сост. Соколов А.Г. — М.: АРМС-ТАСС, 2005.
4. Коровин В.П. Аркадий Шипунов. — Тула: Дизайн-Коллегия, 2008.
5. От пистолета до гаубицы. Жизнь и деятельность конструктора В.П. Грязева. — Тула: Пересвет, 2003.
6. И щит и меч России, ГУПКБП. — Тула: Пересвет, 2007.
7. Конструкторское бюро приборостроения, под. ред.А.Г. Шипунова, —М.: Военный парад, 2002.
8. Суриков Б. Т. Ракетные средства борьбы с низколетящими целями. — М.: Воениздат, 1973.
9. МИЭТ40лет. Годы, люди, события. — М: МИЭТ, 2005.
10. ZalogaS. Soviet Air Defence Missiles. — Jane's Information Group, 1989.
11. Материалы отечественной и зарубежной периодической печати, рекламные проспекты предприятий-разработчиков и изготовителей.
Уважаемые читатели!
В « ТиВ» №4/2011 г. в статье о ЗПРК « Тунгуска» была допущена опечатка. На стр. Ив 1-й колонке во 2-м абзаце следует читать: «Автомат мог работать при углах возвышения от -9 до +85°...» (исправлено в тексте, было напечатано - 8°, прим. ВВС)