Семен Федосеев
24 марта 2010 г. в Туле на базе ОАО «Тулаточмаш» прошла V-я научно-техническая конференция «Перспективы развития технических средств обучения для подготовки войск (сил), органов управления тактического звена Сухопутных и Воздушно-десантных войск, береговых войск ВМФ на период до 2020 г.»
Организатором конференции выступило Главное управление боевой подготовки и службы войск (ГУБПиСВ) ВС РФ совместно с Управлением боевой подготовки Главного командования Сухопутных войск, Главным ракетно-артиллерийским управлением. Конференция оказалась весьма представительной как со стороны потенциальных заказчиков, так и со стороны разработчиков и изготовителей технических средств обучения. Выступления на конференции стали своего рода расширенным обменом мнениями между заказчиками, разработчиками и производителями учебно-тренировочных средств (УТС).
Работе конференции предшествовала выставка различных производителей УТС, на которой демонстрировались как уже имеющиеся в войсках образцы, так и перспективные тренажеры и комплексы.
Участники конференции отметили такой существенный момент: если первые конференции этой тематики 2002 и 2004 гг. были посвящены в основном вопросам эксплуатации и продления срока службы имевшихся в войсках тренажеров, то теперь речь действительно идет о работе на перспективу. Начальник ГУБПиСВ генерал-лейтенант В. Г. Евневич указал на факторы боевой подготовки, связанные со структурными изменениями, претерпеваемыми армией:
- переход на трехзвенную систему управления (оперативно-стратегическое командование - оперативное командование - бригада);
- перевод соединений и воинских частей в ранг частей постоянной готовности;
- сокращение численности офицерского состава;
- ликвидация института прапорщиков и увеличение роли сержантского состава;
- сокращение срока службы военнослужащих по призыву до одного года;
- ухудшение уровня допризывной подготовки.
Это определяет необходимость сокращение сроков обучения и боевого слаживания подразделений, совершенствования и поддержания уровня подготовки командиров и увеличивает значение технических средств обучения для войск и органов управления. Прежде всего, речь идет о переходе от отдельных тренажеров для подготовки военного специалиста по какому-либо одному профилю к созданию тактических тренажерных комплексов, позволяющих готовить экипаж, расчет, подразделение и впоследствии поддерживать уровень их подготовки. Необходим отказ от разнообразия тренажеров, формирование строго обоснованной системы мобильных тренажеров, которые могут использоваться в классах и в поле, объединяться в многофункциональный комплекс всех видов упражнений, а в перспективе — в комплексную систему на основе единых стандартов аппаратно-программных средств (большинство используемых ныне тренажеров программно и аппаратно несовместимы), а также модульное построение УТС.
В качестве примеров комплексного подхода упоминались универсальный стрелковый тренажер на все виды стрелкового оружия на основе мобильного ПК, тренажеры огневой поддержки, динамические компьютерные тренажеры вождения, тренажеры экипажей танков и бронемашин и огневой подготовки, разрабатываемые на основе унифицированных модулей. Войскам требуются тактические и тактико-огневые комплексы, позволяющие проводить обучение боевых подразделений до роты включительно, органов управления - до уровня бригады. Об этом, в частности, говорилось, в докладах Заместителя начальника ГРАУ генерал-майора А. В. Кочкина (среди примеров приводилась комплексная автоматизированная система тактической подготовки мотострелковых и танковых батальонов - тема «Барельеф-СВ») и начальника отдела огневой подготовки ГУБП Сухопутных войск полковника К.Н. Дунаева.
При сокращении сроков обучения и боевого слаживания в условиях экономии недопустим недостаток в войсках технических средств обучения на новые образцы боевой техники. Так, Сухопутным войскам необходимы новые тренажерные комплексы для расчетов РСЗО «Торнадо» и «Ураган», САУ 2С19 «Мста». В докладе заместителя командующего ВДВ генерал-майора А.И. Ленцова указывалось, в частности, что ВДВ, получая такие образцы вооружения, как СПТП 2С25 «Спрут-СД» и ПТРК «Корнет», не имеют соответствующей тренажерной базы. Конечно, самые современные тренажеры с имитацией движения, стрельбы и поражения, качественными средствами визуализации не заменят работу с реальной машиной. Обязательно сочетание динамических тренажеров с работой с реальным боевым оружием и техникой.
Формирование и развитие многоуровневой системы учебно-тренировочных средств -задача масштабная, требующая не только вложения средств, но и выработки единых подходов к созданию технических средств обучения и полигонного оборудования, соединения достижений современных информационных технологий с достижениями машиностроения, межвидовой унификации схемно-технических и конструктивных решений.
Свой взгляд на решение обозначенных проблем и наработки для их решения озвучили и продемонстрировали представители ряда предприятий: ОАО «Тренажерные системы», ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», ОАО «Тулаточмаш», ОАО «Логос», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «НПО Русские базовые информационные технологии», «PET Кронштадт», ЦКИБ СОО. Речь шла практически обо всех уровнях — от УТС для индивидуального обучения (тренажеры, имитаторы стрельбы и попадания, приспособления учебной стрельбы) до формирования «единого виртуального поля боя», применения информационно-модулирующих сред для подготовки органов управления и планирования применения группировок войск.
Представители родов войск и предприятий касались и чисто организационных вопросов, например — необходимости наличия в войсках штатных специалистов по эксплуатации УТС, прошедших обучение по единой программе. Вопрос реализации «Комплексной целевой программы по развитию средств обучения и подготовки ВС на период до 2020 г.» ставится на практическую основу.