Оглавление

T-90Smod055.jpg T-90Smod056.jpg

Модернизированный Т-90С оснащен вспомогательной дизель-генераторной установкой, предназначенной для питания потребителей электроэнергии на стоянке, когда основной двигатель отключен.

Комплекс внедренных мероприятий по силовой установке реализован со снижением массы более чем на 100 кг и обеспечил модернизированному Т-90С лучшие эффективность и подвижность, чем у базового Т-90С34.

Применение двигателя В-92С2Ф, несмотря на рост массы модернизированного танка, повысило его удельную мощность до 23,5 л.с/т против 21,5 л.с./т у Т-90А и Т-90С. Запланированная установка двигателя В-99 даст еще больший прирост удельной мощности (до 24,5 л.с/ т), либо позволит сохранить ее при повышении массы танка до 50—52 т в ходе дальнейшей модернизации (на уровне 23 л.с./т).

Для обеспечения высокого уровня подвижности модернизированного танка Т-90С на нем установлены новые средства управления движением:
- усовершенствованный приборный комплекс механика водителя ПКМВ вместо щита водителя и сигнального табло ТС-6;
- усовершенствованная система аварийной сигнализации, блокировки пуска двигателя и защиты подогревателя БАС-6М;
- модернизированная пускорегулирующая аппаратура вместо штатной аппаратуры базового танка;
- штурвальное управление вместо классических рычагов;
- АПП вместо избирателя.

Приборный комплекс ПКМВ заменяет штатные стрелочные приборы механика-водителя на цифровые, расположенные в рабочей зоне видимости (слева и справа от призменного прибора наблюдения). Основное преимущество внедрения ПКМВ заключается в том, что показания приборов хорошо заметны как при движении по-боевому, так и по-походному, а для считывания информации не требуется поворачивать голову. Кроме того, снижены массогабаритные характеристики по сравнению со штатными стрелочными приборами.

В состав приборного комплекса входят блок информации БИ ПКМВ и блок сигнальный БС ПКМВ.

T-90Smod057.jpg

Размещение основных элементов дизель-генераторной установки, установленной на левой надгусеничной полке модернизированного Т-90С.

Приборный комплекс выполняет следующие функции: сбор, обработку и представление механику-водителю в цифровом виде информации о температуре охлаждающей жидкости двигателя и о температуре и давлении масла в двигателе и трансмиссии; обеспечивает индикацию включения дорожной сигнализации при совершении поворота; индикацию режимов (в том числе аварийных): установку машины на стояночный тормоз; наличие вызова командира; включение инфракрасной фары; включение блокировки избирателя передач; включение привода запуска двигателя с буксира; возникновение пожара в переднем и заднем отделении машины; засорение воздухоочистителя; выход из строя привода вентилятора; информацию о пробеге машины; частоте вращения коленчатого вала двигателя; скорость машины; номер включенной передачи трансмиссии; уровень топлива в топливных баках; напряжение бортовой сети; ток зарядки аккумуляторных батарей; обеспечивает индикацию выхода пушки за габарит машины справа и слева35.

Система автоматического переключения передач (АПП) позволяет без изменения существующей конструкции ступенчатой трансмиссии обеспечивать автоматическое переключение передач, что повышает КПД трансмиссии и улучшает динамические свойства машины. АПП осуществляет: автоматическое переключение передач ступенчатой трансмиссии танков в зависимости от условий движения, режима работы двигателя и действий механика-водителя по управлению движением машины; повышение разгонных характеристик танка (с места до 50 км/ч на 2—3 с); повышение средних скоростей движения танка (по трассе на 15—20%); выбор скорости движения с использованием педали подачи топлива и тормоза; уменьшение путевого расхода топлива на 10—15%; снижение физических нагрузок на механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне. Система АПП имеет возможность перехода на ручной режим управления, время переключения передач — 0,5 с36.

Состав системы электроснабжения модернизированного танка Т-90С отличается от базовой системы повышенной мощностью основного генератора СГ-18-1С (18 кВт) с реле-регулятором Р15М-4С. Опционально, по желанию заказчика, на модернизированном танке может размещаться вспомогательная дизель-генераторная установка — ДГУ5-П27.5В-ВМ1 мощностью 5 кВт, либо ДГУ7-П27.5В-ВМ1 мощностью 7 кВт37. Установки производятся ОАО «Туламашзавод». На танке они монтируются на левой надгусеничной полке. Дизель-генераторная установка прошла отработку в ОКР «Рамка-99» и выдержала государственные испытания в составе БМПТ. Кроме дизельных, на танке может применяться газотурбинный аппарат питания ГТА-18М38. Однако последний существенно дороже и имеет высокий расход топлива.

Вспомогательные агрегаты питания предназначены для использования на стоянке, когда основной двигатель отключен. Это не только значительно уменьшает потребление ГСМ и экономит ресурс основного двигателя, но и значительно снижает заметность танка в ИК-диапазоне, а также демаскирующие шумы и теплоизлучение, увеличивает срок между ТО и срок службы аккумуляторных батарей.


34 Интервью бывшего начальника отдела по силовой установке УКБТМ О.А.Кураксы автору.

35 Официальный сайт ОАО «Электромашина» http://www.npoelm.ru/production/sproduction/bius/pkmv.

36 Официальный сайт ОАО «Электромашина» http://www.npoelm.ru/production/sproduction/app/app-172.

37 Модернизированный танк Т-90С. Рекламный паспорт. —2011, июнь; официальный сайт ПО«Туламашзавод» http://www.tulamash.ru/prod_dizel_dgu5.htm.

38 Официальный сайт ОАО СКБ «Турбина» http://skb-turbina.com/vypuskaemaja-produktsija/osnovnaja-produktsija/energoagregaty-i-agregaty-pitanija/gta-18m.

Оглавление