Использованы фото из архивов автора, ОАО «НПК «Уралвагоизапод», ОАО «УКБТМ» и редакции
Т-90А - обновленная машина для Российской Армии
1 сентября 1999 г. в должности главного конструктора УКБТМ начал свою работу В.Б. Домнин, полковник ВС РФ, талантливый инженер, руководитель новой формации. Ему предстояло продолжить работы по танку Т-90 [1]. «Индийский» контракт стимулировал работы по совершенствованию машины и не дал умереть танковому производству в России. Уралвагонзавод отработал новые технологии производства башен, начал восстанавливать контрагентскую сеть и, в общем, был готов к выполнению новых заказов, в том числе и для Российской Армии. Наконец, на 2004 г. военные заказали... 14 танков, при этом отправив производителя в глубокие раздумья на тему: «А что же хочет получить заказчик?» Принятый на вооружение в 1992 г. Т-90 уже явно устарел, а ничего другого армия не испытывала и на вооружение не принимала!
В.Б. Домнин.
Следует напомнить, что во времена СССР, прежде чем принять на вооружение не то что новую боевую машину, а даже ее очередную модификацию, проводились всесторонние и масштабные испытания. Процесс этот был длительный и весьма сложный. А тут заказ на 14 единиц «Объект 188» и никаких пояснений. Делать Т-90 («Объект 188») образца 1992 г. - уже физически невозможно из-за отсутствия целых производств, а что же тогда военные подразумевают под этим объектовым номером? Начались усиленная переписка с заказчиком и получение дополнительных технических заданий. В результате стал формироваться облик новой машины для Российской Армии.
В основу была положена конструкция и наработки по танку для Индии. Ситуация складывалась действительно несколько парадоксальная: целыми десятилетиями СССР гнал на экспорт «урезанные» по некоторым параметрам версии машин, стоящих на вооружении своей армии, а тут Индия получает танк, качественно превосходящий все, что имеется на вооружении России!
Конструкторы УКБТМ постарались вложить в новую машину все последние достижения, наработки и опыт эксплуатации. СУО нового танка строилась вокруг тепловизионного прицела наводчика «Эсса» и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 «Агат-МР». Применен усовершенствованный баллистический компьютер 1В216М. В качестве силовой установки был принят уже проверенный в Индии дизель В-92С2.
Комплекс защиты машины обеспечивает непоражаемость лобовой проекции всеми современными противотанковыми средствами. Узел ВЛД корпуса был усилен. Толщина бронирования передней части крыши корпуса увеличилась примерно на 20 мм, а бортовая и кормовая зашита отечественных танков послевоенных поколений была и остается традиционно на более высоком уровне по сравнению с зарубежными образцами.