Оглавление

T-90OBT044.jpg

Танки Т-90С «Бишма» первой и второй серий выпуска на войсковых учениях в пустыне.

30 ноября 2007 г. Индия подписала с Россией новый крупный контракт стоимостью 1236,6 млн. долл., которым предусматривалась поставка 347 ОБТ Т-90С. Предполагалась закупка 124 танков Т-90С в полностью собранном виде, а также получение 223 ОБТ в машино-комплектах для последующей сборки на заводе HVF в Авади. После перечисления Индией первого транша по контракту Россия обязалась поставить 124 ОБТ Т-90С в течение 29 месяцев, а остальные машины передать индийской стороне через 11 месяцев. Отгрузка первых 24 танков по новому контракту состоялась в 2008 г. [10]

Поставленные Индии Т-90С подверглись критике за некоторые проблемы с ракетами и тепловизорами, отмеченные на начальном этапе закупок. Возникновение данных проблем было обусловлено обоюдной недоработкой сторон в ходе переговорного процесса: индийская сторона отказалась от предложенного поставщиком послегарантийного обслуживания. Одновременно часть машин по желанию индийской стороны дооборудуется вспомогательной силовой установкой.

В настоящее время сухопутные войска Индии полностью удовлетворены качеством танков Т-90С. Планами развития сухопутных войск Индии до 2020 г. предусматривается оснащение танками Т-90С «Бишма» 21 полка.

Еще 40 полков получат на вооружении модернизированные Т-72М1. По мнению индийского командования, наличие около 3800 ОБТ наряду со значительным количеством БМП позволит в случае необходимости создать требуемый потенциал для адекватного ответа. В Индии Т-90С постепенно заменяют устаревшие Т-55 и ранние версии Т-72. Всего сухопутные войска этой страны намерены принять на вооружение 1657 танков Т-90С.

Т-90С для Малайзии

После испытаний 1999 г. в Индии образец №3 с новой сварной башней подвергся доработке. В частности, вместо левого ящика ЗИПа на башне установили кондиционер. В таком виде Т-90С был отправлен на выставку DCA-2000 в Малайзии. После проведения выставочных мероприятий тагильчанам пришлось задержаться в тропиках: Т-90С был выставлен российской стороной в тендере на закупку танков для вооруженных сил Малайзии. Согласно требованиям малазийской стороны, одним из обязательных условий комплектации машин являлась установка 12,7-мм пулемета «Браунинг» и радиоаппаратуры французской фирмы Tales. Такую работу в УКБТМ провели, но изменения натурного образца, выставленного на тендер, под эти требования не проводились.

T-90OBT045.jpg

Выгрузка демонстрационного образца Т-90С из самолета Аи-124 в аэропорту Куала-Лумпура, 2000 г.

В ходе тендера Т-90С участвовал в испытаниях, проводившихся с 13 июня по 21 августа 2000 г. на маршруте Куала-Лумпур — Порт Диксон (Пуламор) — Мелака — Куантан — Пенарик — Порт Диксон [11]. Для российского танка была выбрана самая сложная трасса. Все прочие участники тендера испытывались в более легких условиях. Одним броском Т-90С прошел и по великолепным асфальтированным трассам Малайзии, и по топким рисовым полям, по невероятно разбитым тропам в джунглях, сыпучим прибрежным пескам и в высокогорье. Однажды, на раскисшей глинистой дороге в центре джунглей танк не без «помощи» малазийского водителя стащило в кювет, да так что потребовалось его откапывать двумя «хендаевскими» экскаваторами. Но, тем не менее, он успешно выдержал все испытания, за что заслуженно снискал уважение малазийских военных (испытания проводили смешанные российско-малазийские экипажи).

Оглавление