Еще два слова о воздухоочистке. Эту задачу решали комплексно.
Во-первых — применением необслуживаемого, малого объема воздухофильтра (с коэффициентом пропуска —1,5%), включающего в себя радиаторы системы охлаждения масла ГТД и КПП.
Во-вторых — установкой специального насадка для веерообразного формирования газов на выхлопе, фартука и бортовых экранов на корпусе, а также оригинального нового узла — воздухозаборного устройства (ВЗУ). ВЗУ позволило решить несколько задач:
- забор воздуха производить в самой чистой зоне на высоте башни, т.е. около 2200 мм (без дополнительных насадков);
- увеличить до 1,8 м глубину брода (вместо 1,2 м);
- решить проблему защиты всасывающих жалюзи от пуль, осколков и поражения «напалмовыми» смесями.
Мягкая юбка гарантировала работу ВЗУ в широких эксплуатационных положениях башни относительно продольной оси (башня на стопоре «по-походному» — вправо, т.е. в положении на 13 часов).
В заключение хотелось бы отметить следующее.
Огромную роль в становлении ГТД в танке сыграл Д.Ф. Устинов — секретарь ЦК КПСС, а позднее министр обороны. Это был человек, поддерживающий все новое, или, по современной терминологии, — передовые инновационные проекты. Как никто другой он умел заглянуть в будущее, помочь нам — первопроходцам создания танка с ГТД. И это несмотря на то, что предполагалось на танкопроизводящих заводах в Ленинграде, Харькове и Нижнем Тагиле ставить на потокТ-64. Кстати, если ленинградцам поручили «спасать» харьковский танк (точнее, двигатель 5ТДФ) своей газовой турбиной, то тагильчанам, в рамках мобилизационного варианта — дизельным двигателем В-45. В результате нижнетагильскому танку был присвоен индекс «Объект 172М», в 1973 г. он принят на вооружение какТ-72, а позднее получил имя «Урал».
При принятии на вооружение Т-80У мы предложили, поскольку эта машина была, по сути, новым танком, отличающимся от предыдущих рядом принципиальных новшеств, присвоить ему и новую марку (по аналогии с тем, как модернизированный Т-72 назвали Т-90). Однако военные были против, заявив, что это обычная модернизация: назовите, например, Т-80М (напомню, что после Т-80 были модернизированные Т-80Б и Т-80БВ). Консенсус нашли — утвердили название Т-80У («Объект 219АС»), причем заказчик не сомневался, что буква «У» означает «усовершенствованный». А мы в тайне гордились, что таким своеобразным способом увековечили имя Дмитрия Федоровича Устинова, чьи заслуги в рождении первого в мире, серийного танка с ГТД бесспорны.
Конечно, объективное сопоставление таких разных танков (Т-80 и М1) дает обильную пищу для размышлений, позволяет провести критическую оценку пройденного. В этой связи позволю себе посоветовать: не спешите. Не оценивайте машину, даже если вы ей не симпатизируете, через призму своих субъективных впечатлений. Не устаю повторять молодым специалистам — не бывает «идеальной» БТ техники. Не только цифры ТТХ и технологичность конструкции определяют совершенство боевой машины. Есть у нее еще одна «суть» — то, что достигается имиджем добросовестного конструктора-исследователя, что ассоциируется с принадлежностью к определенной танковой школе. Для специалистов ОАО «Спецмаш» — это школа Ж.Я. Котина, где азбукой разработчика тяжелых танков являлось «завоевание» предельных параметров машины. Вспомним, что знаменитые тяжелые танки KB и ИС славились лучшей для своего времени защищенностью и огневой мощью, минимизацией габаритов и массы и даже учетом критерия «стоимость — эффективность», хотя в силу обстоятельств о последнем порой и не задумывались.
Воздухозаборное устройство (ВЗУ) танка Т-80У.
Сошлюсь на одного из соратников Ж.Я. Котина — ветерана КБ Н.Ф. Шашмурина, человека сложного, но конструктора «от бога», дважды Лауреата Сталинской премии, кандидата технических наук. В своей книге «50 лет противоборства» Николай Федорович так писал о своем видении конструкторского труда:
«Приходилось по-разному втолковывать почти одно и то же в некоторые чугунные головы: история - это вчера, сегодня и завтра. Непониманием этих временных категорий наловчились пользоваться. ..В то же время читатель не обнаружит информации о том, какой спрос следует с нас, танкостроителей.
Во всем комплексе по созданию танков есть важный раздел - очень значительна наша роль и ответственность».
Осознавать причастность к государственному делу, начатому в КБ 80 лет назад — большая ответственность. Танкостроение в России всегда занимало передовые позиции. Верю, что так будет и впредь.
Прогресс в танкостроении, в конечном итоге, определяет интеллект специалистов и, конечно, своя школа. ТанкТ-80У занимает особое место среди изделий ОАО «Спецмаш», среди осуществленных проектов. В этом танке сфокусировались многолетние достижения высококлассных отечественных конструкторов. Он вобрал в себя все самое передовое из различных областей техники.
Создание столь сложного и многопланового образца военной техники, каким является современный танк, способствует разработке на его основе совершенно новых, в том числе сугубо мирных машин. Можно сказать, что в силу своей значимости танк с ГТД — это шаг в будущее танкостроения. Потенциал отечественного танкостроения по-прежнему неисчерпаем, а стереотипы о его системном кризесе являются несостоятельными.
Сравнительные характеристики силовых установок с серийными и перспективными ГТД |
||||
Характеристика |
Россия |
США |
||
«Изделие 29» |
«Изделие 39» |
AGT-1500 |
LV-100-5 |
|
Максимальная мощность, л.с. |
1250 |
1500 |
1500 |
1500 |
Удельная мощность, л.с/т |
27,2 |
31,9 |
24,2 |
37,5 |
Объемная мощность, л.с./м3 |
520 |
600 |
260 |
370 |
Тип трансмиссии |
Механическая с гидротормозом |
Механическая с гидротормозом и ГОП |
Гидромеханическая с ГОП |
|
Объем МТО, м3 |
2,4 |
2,5 |
5,8 |
4,5 |
Масса двигателя, кг |
1050 |
1250 |
1137 |
909 |
Затраты мощности на систему охлаждения, л.с. |
40 |
58 |
100 |
100 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
85 |
70 |
100 |
Емкость топливных баков, л |
1860 |
1700 |
2000 |
2000 |
Удельный расход топлива, г/л.с.ч. |
225 |
215 |
198 |
149 |
Запас хода, км |
400 |
500 |
450 |
550 |
Мощность энергоагрегата, кВт |
18 |
18 |
18 |
18 |