Самоходная установка СУ-76 в походном положении. Сошниковые упоры подняты.
Государственные испытания самоходной установки СУ-76 прошли на НИАПе согласно программе испытаний, утвержденной начальником НТО АУ. Целью испытаний являлось определение тактико-технических свойств установки и проверки целесообразности наложения на шасси танкетки Т-27 качающейся части полковой пушки обр. 1927 г.
На НИАПе испытывалась только непосредственно самоходная установка, а машина сопровождения на испытания не подавалась. СУ-76 прибыла на НИАП 3 декабря 1934 г. Документы к самоходке поступили на полигон от военпреда при Кировском заводе 29 декабря того же года. 5 января 1935 г. были получены чертежи и описания.
Тип |
76-мм самоходная полковая пушка обр. 1927 г. на шасси танкетки Т-27 |
Возимый боекомплект |
0 |
Наибольший угол возвышения ствола ... |
25° |
Угол горизонтального обстрела........ |
36° |
Ожидаемая наибольшая дальность стрельбы, м |
7000 |
Вес системы в боевом положении, кг |
3124 |
Вес системы в походном положении, кг......... |
3124 |
Время перевода из походного положения в боевое и обратно мин |
1 |
Обслуживается расчетом чел |
5 |
Скорострельность выстр /мин |
15 |
Затвор |
Поршневой |
Способ заряжания |
Унитарный патрон |
Высота линии огня мм |
1235 |
Высота окуляра панорамы мм |
1390 |
Максимальная скорость передвижения, км/ч |
20 |
Тормоз отката |
Гидравлический, наполнен глицериновой жидкостью |
Длина отката, мм |
От 1000 до 1030 |
Ширина машины |
1815 |
Ширина хода, мм |
1575 |
Длина системы на походе, мм |
2850 |
Длина системы в боевом положении с откинутыми станинами, мм |
3680 |
Клиренс, мм |
226 |
СУ-76 была подвергнута испытаниям стрельбой и возкой. Перед проведением испытаний корпус машины разметили для фиксации деформаций. По окончании испытаний никаких изменений в разметке не обнаружили. Вместе с тем, при первых же выстрелах пороховыми газами были сорваны фары. Всего же в ходе испытаний сделали 423 выстрела усиленным зарядом и 75 выстрелов нормальным зарядом. Полученные в ходе испытаний повреждения качающейся части и осветительных приборов вынудили дважды отправлять СУ-76 на Кировский завод для ремонта, где заменили ствол, люльку и салазки.
Самоходную установку СУ-76 предполагалось испытать пробегом на 300 км, но выполнить это не смогли из-за выявившихся тяжелых условий работы водителя машины. «Сделав всего лишь 15 км, водитель /был командирован Кировским заводом/ остановил машину и заявил, что дальше вести машину он не сможет вследствие полного изнеможения от влияния высокой температуры и теплоты, выделяемой двигателем, находящимся в непосредственной близости от места водителя. При осмотре двигателя было обнаружено, что последний сильно разогрелся, вода в радиаторе кипела. В виду выявления такого существенного недостатка, затрудняющего боевое использование машины, дальнейшее испытание установки пробегом было НИАПом прекращено».
Также отмечалось: «Во время испытания системы пробегом установлено, что при переходе с 3-ей скорости на 4-ую мощности двигателя не хватает и последний заглухает. /вес танкетки Т-27, для которой предназначен двигатель, составляет 2700 кг».
По окончании испытаний были сделаны выводы о том, что вес установки не соответствовал мощности двигателя. Проходимость была удовлетворительной. СУ-76 преодолевала канавы шириной до 1 м и подъемы до 20°. Для разворота машины на мягком грунте требовалась площадка шириной 4-5 м, а на твердом грунте она могла разворачиваться на месте. Удобство обслуживания на огневой позиции было оценено положительно, а в походном положении вызвало нарекания из-за «необеспечения водителю машины нормальных условий работы из-за близкого расположения места водителя к двигателю установки и неудовлетворительного отвода тепла».
Время перехода из походного положения в боевое на мягком грунте составляло 40 с, а на мерзлом грунте — 1 м 30 с. Для обратного перехода требовалось 30-40 с.
Скорострельность системы составляла 10 выстр./мин — при стрельбе с исправлением наводки и 15 выстр./мин — без исправления наводки.
Устойчивость СУ-76 при стрельбе признали удовлетворительной, а меткость системы по щиту на дистанции 1000 м оказалась «значительно лучше, чем табличная меткость 76-мм. штатной полковой пушки обр. 1927 г. на колесном лафете».
Испытания завершились 11 ноября 1936 г. с подведением итогов и выводом о том, что 76-мм самоходная полковая пушка обр. 1927 г. на шасси танкетки Т-27 не может быть допущена к войсковым испытаниям вследствие, главным образом, неудовлетворительных условий работы водителя и недостаточной мощности двигателя.
Самоходная установка СУ-76К (СУ-3)
Начало работ по динамореактивным артиллерийским орудиям, или пушкам (ДРП) в нашей стране можно отнести к периоду Первой мировой войны. В 1915—1917 гг. Кучинский аэродинамический институт совместно с Артиллерийским комитетом работал над рядом изобретений, «полезных для национальной обороны».
Одним из таких изобретений являлась траншейная пушка конструкции Д.П. Рябушинского, разработанная летом 1916 г. и представлявшая собой экспериментальный вариант динамореактивного артиллерийского орудия. 24 октября того же года она была рассмотрена Техкомом ГАУ. 20 декабря 1916 г. Рябушинский сделал в Математическом обществе доклад «О реакции газовой струи», в котором описал свое изобретение, назвав его «реактивной пушкой». Уже после революции, в 1920 г., Рябушинский опубликовал во Франции в выпуске VI «Bulletin de I'lnstitut Aerodynamique de Koutchino» результаты некоторых исследования в области баллистики и поместил сведения о своей пушке со схемами и необходимым математическим аппаратом.