Оглавление

МОСТ НЕ СЛИШКОМ ДАЛЕКО

По материалам РГВА подготовили к печати А. Кириндас и М. Павлов

T-27MTU001.jpg

После утверждения в 1929 г. «Системы танко-тракторного-автоброневооружения», которая предусматривала принятие на вооружение РККА танкеток, легких танков, бронеавтомобилей, самоходно-артиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров, была определена номенклатура базовых машин для размещения на них навесного и встроенного инженерного вооружения. В следующем году появилась «Система инженерного вооружения», устанавливавшая перечень образцов инженерной техники, необходимой для обеспечения действий войск. Позднее, в 1932 и 1938 гг., система дорабатывалась и уточнялась. Инженерное вооружение должно было включать различные типы машин, в том числе мостовые танки, разработку которых предполагалось вести на базе бронетанковой техники серийного выпуска, а бронирование требовалось сохранить на уровне базовых машин. Соответственно, началось конструирование мостовых танков на базе Т-26, БТ и других образцов, принятых на вооружение или предполагавшихся к введению на снабжение РККА. Основой для инженерной машины послужила и танкетка Т-27.

Коллективом НИИИТ РККА был спроектирован и к 1935 г. изготовлен опытный образец колейного одно пролети о го деревянного моста, установленного на танкетке Т-27. Государственные испытания моста прошли летом 1935 г. под руководством инженера 1-го сектора НТО УНИ РККА Павлова и старшего инженера сектора Богачева.

Основным назначением моста являлось преодоление танкеткой Т-27 горизонтальных препятствий (рвы, воронки, ручьи т.п.) шириной до 3,5—4 м и вертикальных препятствий (стенки, эскарпы и т.п.) высотой до 1,5 м.

Деревянный мост имел пролет длиной 4,5 м (вместе с опорной частью) и состоял из двух колей, связанных между собою рамой жесткости. Каждая колея при виде в плане имела форму двустороннего раструба, образованного двумя изогнутыми в горизонтальной плоскости фермами: внутренней — высотой 200 мм и наружной — высотой 300 мм. Такая форма колей должна была способствовать облегчению направления гусениц Т-27 на колеи моста для прохождения по нему. Ширина колеи в узком месте составляла 180 мм, на въезде — 320 мм и на съезде — 280 мм. Фермы были соединены досками настила. Наружные фермы колей выступали на над настилом, что исключало соскальзывание танкетки с моста при движении с боковым креном. Общий вес всего приспособления составлял 220 кг.

Обвязка и крепление колей были металлическими и состояли из продольного уголкового железа, служившего опорой для настила, нижней оковки ферм полосовым железом, поперечных схваток, а также различных болтов и гвоздей, фиксировавших тросы петель и подкидной доски. Подкидная доска была выполнена из березового дерева. На подкидной доске имелись две петли для крепления троса. Расстояние между петлями было равно колее танкетки. Опорное крепление моста на танкетке состояло из двух стоек, смонтированных в передней части на грязевике.

Наводка моста через препятствие выполнялась следующим образом. Т-27 с находящимся на ней мостом подходила к препятствию. Командир машины (или механик-водитель) освобождал трос, удерживающий подкидную доску, последняя падала под гусеницы идущей танкетки и прижималась ими к грунту, одновременно производя натяжение тросов, привязанных к доске. При движении Т-27 передний конец моста начинал притягиваться к земле перед носом танкетки, затем поворачивался на передних стойках, принимая вертикальное положение с упором в грунт. Из вертикального положения мост свободно падал на препятствие. Далее машина без остановки наезжала на мост и проходила по нему через препятствие.

В ходе испытаний было установлено, что процент неудачных наводок моста (мост ложился с перекосом, рвался трос, попадая между гусениц; слишком рано сбрасывалась подкидная доска) колебался в пределах от 10 до 20%, что объяснялось отсутствием опыта у механика-водителя и несовершенством опорного крепления (во время испытаний использовалось временное крепление) для моста на машине.

T-27MTU002.jpg T-27MTU003.jpg
Однопролетный деревянный мост, предназначенный для использования с танкеткой Т-27.

Танкетка Т-27 с установленным мостом в походном положении.

Оглавление