Общий вид серийного танка Т-24.
На заседании РВС СССР, состоявшемся 13 августа 1930 г., было принято решение о постановке Т-24 на производство на ХПЗ с выпуском в 1930/1931 г. 300 машин, при этом первую опытную серию предполагалось изготовить уже в 1930 г. в количестве 15 танков (по 5 машин в октябре, ноябре и декабре). Для выполнения танковой программы МПУ ВСНХ обязывалось обеспечить завод двигателями М-6 в количестве 300 шт.
В этом же документе приводился план по выпуску Т-24 на 1932 г. в количестве 1600 шт.
Однако программа по выпуску машин в 1930/1931 г. заводом выполнена не была, поскольку только к 15 сентября 1930 г. чертежи танка Т-24 поступили на ХПЗ из УММ РККА. По вопросу выполнения заказа по Т-24 на ХПЗ 29 сентября 1930 г. состоялось совещание, на котором было принято решение о присутствии на заводе два раза в месяц главного конструктора ОРПО С.П. Шукалова для решения различных вопросов на месте до выпуска первой серийной машины. Кроме того, в распоряжение И.Н. Алексеенко на аналогичный срок на временную работу в конструкторское бюро ХПЗ переводился один из опытных инженеров ГКБ, при этом само ГКБ находилось в готовности к разрешению различных затруднений, которые могли возникнуть на ХПЗ входе производства машины.
Помимо ХПЗ, производство танка Т-24 планировалось развернуть и на ЧТЗ, однако в январе 1931 г. это задание с ЧТЗ было снято.
6 января 1931 г. на ХПЗ прошло заседание правления завода по утверждению производственной программы танко-тракторостроения в 1931 г., на котором, в частности, было принято решение об изготовлении в минимальный срок (кустарным путем) 4-5 машин, после чего установить законченный тип конструкции Т-24.
Первый корпус танка с Ижорского завода на ХПЗ поступил в конце января 1931 г. (акт приемки №1 от 28 января 1931 г.). В заключении по приемке говорилось: «Принимая во внимание, что присланный корпус первый, на котором должны выявиться все неполадки как на ГИЗ-е (Государственный Ижорский завод. — Прим. авт.), так и на ХПЗ, Комиссия считает возможным принять корпус № 1 условно, но обратить самое серьезное внимание ГИЗ-а на строжайшее выполнение временных технических условий...»
24 марта 1931 г. на ХПЗ в сборке находились уже три танка, а 31 марта была окончательно готова первая машина из опытной серии, которую опробовали работой на холостом ходу (без гусениц) и под нагрузкой — движением по кабестану на гусеницах. Второй танк изготовили 1 апреля 1931 г. Сборка остальных четырех машин (для которых к этому времени подали корпуса) задерживалась из-за отсутствия ряда деталей и механизмов.
При сборке и опробовании двух собранных танков были обнаружены различные дефекты. Основными причинами являлись низкое качество механической обработки деталей, недостатки конструкции самой машины (коробки передач, тормозов, вентиляторов системы охлаждения двигателя и др.), отсутствие необходимого опыта инженерно-технического персонала завода в части механической и термической обработки деталей, а также процессов сборки как механизмов, так и машины в целом.
Однако опыт сборки первых машин, несмотря на выявленные дефекты, показал, что при обеспечении скомплектованными и подогнанными механизмами сам процесс постройки Т-24 не представляет каких-либо трудностей. Тем не менее, по решению правительства, заказ на танки Т-24 в апреле 1931 г. был сокращен до 80, а затем и до 24 машин (постановление Комиссии обороны СССР от 23 мая 1931 г.)1.
Продольный разрез танка Т-24.
1 Этом же постановлением РВС СССР разрешалось ввести в систему танко-тракторно-авто-броне-вооружения танк Кристи в качестве быстроходного истребителя (БТ). К.Е. Ворошилову и Г.К. Орджоникидзе в декадный срок надлежало договориться, какое максимальное количество танков БТ (в имевшемся образце без всяких изменений) может быть изготовлено в 1931 г. на ХПЗ.