Оглавление

Superpz007.jpg
Высокозащищенное транспортное средство «Ладога»

Жесткие требования предъявлялись к средствам связи — как внутри машины, так и с внешним миром. Все это предполагалось осуществить, обеспечив максимальную унификацию с другими, ранее выпускаемыми машинами.

В качестве базы для «Ладоги» было выбрано хорошо отработанное гусеничное шасси танка Т-80. На нем смонтировали броневой корпус, в котором разместили салон с комфортабельными креслами и индивидуальным освещением, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, приборы наблюдения и измерения различных параметров внешней среды. Аналог подобной системы автономного обеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном салоне.

В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, который обладает уникальным свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения.

В начале 1980-х гг. «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное испытание ожидало ее весной 1986 г. на Чернобыльской АЭС. С 3 мая по 28 сентября 1986 г. «Ладога» прошла более 4720 км, преодолевая участки с фоном до 1600 рентген/ч, заходя в машинный зал ЧАЭС, проводя разведку местности в окрестностях станции, рекогносцировку в обширном прилегающем районе, делая видеозаписи наиболее опасных мест и выполняя другие работы в районе города Припять и на атомной станции.

Теперь, много лет спустя, объективно оценивая все пять месяцев напряженной работы «Ладоги» в те трагические для страны дни, можно сказать, что мы ставили уникальный по своим масштабам эксперимент, который доказал своевременность создания такой высокозащищенной машины. Думаю, что не ошибемся, утверждая, что нет в мире подобной практики, когда проверка свойств и возможностей техники шла в совершенно реальных условиях. Огромный опыт приобрели и специалисты-разработчики этой уникальной машины.

Необходимо сказать и еще об одной опытной работе танкостроителей ленинградского КБ и ученых ВНИИТрансМаш пятнадцатилетней давности, имеющей непосредственное отношение к теме перспективного танка. В ходе выполнения НИР на шасси Т-80, серийно выпускавшемся тогда на заводе, в конце 1980-х гг. была спроектирована новая башня под установку пушки повышенного могущества (калибра 152 мм). Машина получила шифр «Объект 292».

Стрельбовые испытания на полигоне показали высокую устойчивость и надежность всех узлов пушки. Несмотря на прежнюю длину отката пушки, сохранились и не превысили требуемые нормативы ускорения и нагрузки на рабочих местах экипажа, а, следовательно, идея установки пушки повышенного могущества в танк Т-80 оказалась жизненной. Однако отсутствие финансирования затормозило дальнейшие работы в этом направлении. Но бесценный опыт не пропал, интеллектуальные наработки и находки остались. Нет сомнений, что этот конструкторский задел будет востребован.

Superpz008.jpg

Газотурбинный двигатель ГТД-1500.

И, наконец, двигатель. Приходится вновь возвращаться к этой теме - какой двигатель нужен современному танку? (см. статью автора в «ТиВ» №9/2010 г.). Стоит отметить, что в этом году исполнилось 35 лет, как газотурбинный двигатель эксплуатируется в войсках, зарекомендовав себя надежным, высокоэффективным мотором. За это время его мощность возросла с 1000 до 1250 л.с. (еще раз напомним — в тех же габаритах), а в форсированном, кратковременном режиме - до 1400 л.с. Более того, еще в 1990-х гг. ФГУП «Завод имени В.Я. Климова» изготовило 15 двигателей мощностью 1500 л.с., создав тем самым хороший задел, а успешное прохождение испытаний обеспечивало надежную перспективу. Тогда же появилась реальная возможность увеличения мощности двигателя до 1800 л.с. и более.

Так миф или реальность разработка «танка предельных параметров»? Можно уверенно говорить, учитывая имеющийся задел, интеллектуальный потенциал, технологическую и производственную базу корпорации «Уралвагонзавод» (куда влилось ОАО «Спецмаш»), что это возможно.

Говоря о будущем отечественного танкостроения, его потенциале и возможностях, не могу не вспомнить недавнее заявление Главкома Сухопутных войск Александра Постникова, который предлагает закупать танки за рубежом. Полностью согласен с мнением, высказанным по этому поводу директором программы по обычным вооружениям Центра политических исследований России Вадимом Казюлиным в газете «Взгляд» (15.03.2011 №475780): «Задача военных - защищать страну не только в военное время, но и в мирное. А такими заявлениями он фактически убивает российскую оборонку. ... У сильной армии должен быть крепкий тыл. А как он собирается воевать, если тыл находиться во Франции?»

И как тут не вспомнить, как правильно и точно высказался на эту тему Генеральный конструктор Николай Сергеевич Попов, давая интервью газете «С.-Петербургские ведомости» еще 1 апреля 1993 г.: «Первейшая задача — сохранить... научно-технический конструкторский потенциал... При любых обстоятельствах Россия останется великой державой. Это предопределено ей исторически. Держава не может существовать без армии, которая является гарантом государственности. А армии нет без современных танков. Сим победиши».

Оглавление