Воздушный компрессор двухцилиндровый, горизонтальный, с воздушным охлаждением, крепился к коробке передач при помощи фланца и восьми шпилек. Привод компрессора производился напрямую от промежуточного вала (соединялся в торец с коленчатым валом компрессора при помощи пальца и сухарей). Для очистки воздуха от пыли служил фильтр, который соединялся со всасывающим отверстием компрессора с помощью штуцера. Уменьшение колебаний рабочего давления воздуха в пневматической магистрали автоматики при ее работе обеспечивал воздушный ресивер (использовались штатные баллоны системы воздухопуска двигателя танка). Всего было установлено четыре воздушных баллона общей емкостью 20 л.
Центральный распределитель управлял всеми процессами по переключению передач, получая команды от пульта управления. Пульты управления (взаимозаменяемые) служили для управления переключением передач, поворотами и остановкой танка. Каждый пульт управления представлял собой цилиндр, разделенный по высоте перегородкой. На верхней панели имелись три кнопки «Больше скорость», «Меньше скорость» и «Пуск, Стоп», тумблер выключения схемы и контрольная лампочка. На перегородке устанавливались реостаты, рукоятка управления поворотом и торможением танка, а также возвратные пружины, возвращавшие рукоятку в исходное положение. С помощью электропроводки пульты управления были связаны с центральным распределителем.
Используя пульт управления можно было подавать шесть команд: «Больше скорость», «Меньше скорость», «Пуск», «Стоп», «Лево танк», «Право танк». Переключение передач производилось только последовательно, трогание с места — только на первой передаче.
При передаче команды «Больше скорость» включалась следующая передача, при команде «Меньше скорость» — предыдущая. После остановки танка и нажатия кнопки «Меньше скорость» включалась передача заднего хода.
Тахометр своими контактами подготавливал электрические цепи для переключения передач. Контакты автоматически замыкались при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1800 и 800 мин-1, при частоте вращения коленчатого вала в интервале от 800 до 1800 мин-1 контакты находились в разомкнутом состоянии.
При переключении передач автоматически осуществлялись промежуточная подача топлива («перегазовка») и двойной выжим педали главного фрикциона. Переключение передач производилось перемещением рычага кулисы при помощи двух пневматических цилиндров (продольного и поперечного). Продольный цилиндр перемещал рычаг кулисы в продольном направлении, устанавливая его на любую передачу и вывод на нейтраль. Поперечный цилиндр перемещал рычаг кулисы по нейтрали и устанавливал его против соответствующей прорези в крышке кулисы. При выпуске воздуха из цилиндра шток под действием пружины становил рычаг кулисы против заднего хода и первой передачи. Выключение главного фрикциона производилось пневмоцилиндром главного фрикциона. При выпуске воздуха из цилиндра в атмосферу рычаг педали под воздействием пружины главного фрикциона ставил поршень в первоначальное (включенное) положение.
Управление подачей топлива для механика-водителя было оставлено без изменений — механическое. Командир танка осуществлял управление подачей топлива дистанционно — с помощью специально оборудованной ножной педали. Для управления подачей топлива также использовался пневмоцилиндр, поршень которого через шток при помощи тяги соединялся с двуплечим рычагом привода управления подачи топлива.
Установка воздушного компрессора на коробке передач танка Т-44 с автоматизированным приводом управления.
Пульт управления.
Поворот танка допускалось производить плавно — выключением бортового фрикциона, при этом положение выключающего механизма бортового фрикциона было строго фиксированным. Крутые повороты могли осуществляться с любой степенью торможения гусеницы. При управлении поворотами танка с пульта управления, рычаги управления бортовыми фрикционами оставались неподвижными, а при переключении передач рычаг кулисы перемещался в кулисе.
В ходе проведения испытаний аппаратура автоматизированного управления танком работала удовлетворительно, но имели место случаи отказов в переключении передач. Испытания показали, что система автоматизированного управления обеспечивает хорошую управляемость танком с обоих пультов управления, значительно облегчает управление танком и повышает его маневренные качества, а недостаточная надежность в работе автоматизированного привода может быть повышена за счет доработки исполнительных механизмов и применения компрессора меньших размеров.
Основные боевые и технические характеристики модернизированных средних танков |
||
Характеристики |
Марка танка |
|
Т-34-85 обр.1960 г. |
Т-44М обр.1960 г. |
|
Боевая масса, т |
32,0 |
32,0-32,5 |
Экипаж, чел. |
5 |
4 |
Основные размеры, мм: |
||
- длина с пушкой вперед |
8100 |
7640 |
- ширина |
3000 |
3250 |
- высота |
2700 |
2455 |
Клиренс, мм |
400 |
475 |
Пушка, калибр, мм; тип |
85; НП |
|
марка |
ЗИС-С-53 обр. 1944 г. |
|
Боекомплект, выстр. |
55 |
61 |
Стабилизатор |
— |
— |
Скорострельность, выстр./мин. |
6-8 |
6-8 |
Приборы ночного видения |
БВН |
ТВН-2 |
Пулемет; кол-во, калибр, мм |
2-7,62 |
2-7,62 |
Боекомплект, патрон. |
1890 |
2016 |
Броневая зашита, мм/град.: |
||
корпус: верхний лобовой лист |
45/60 |
90/60 |
нижний лобовой лист |
45/60 |
90/45 |
борт |
45/40; 45/0 |
75/0 |
лоб башни |
90 |
120 |
Система противоатомной защиты |
— |
— |
Система противопожарного оборудования |
2 огнетушителя ОУ-2 |
|
Система постановки дымовых завес |
БДШ-5 |
- |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
60 |
57 |
Запас хода по шоссе, км |
300-400 |
420-440 |
Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см2) |
81,4 (0,83) |
84,7 (0,864) |
Максимальный угол подъема, град. |
30 |
28 |
Максимальный угол крена, град |
25 |
32 |
Ров, м |
2,5 |
2,5 |
Стенка, м |
0,73 |
0,73 |
Брод, м |
1,3 |
1,3 |
Двигатель, марка |
В2-34М или В34-М11 |
В-54 |
тип |
4/12/V/Д/Ж |
4/12/V/Д/Ж |
максимальная мощность, кВт (л.с.) |
368 (500) |
382 (520) |
Емкость топливных баков, л: |
||
- внутренних |
545 |
500 |
- наружных |
180 |
285 |
Трансмиссия, тип |
Механическая |
|
Коробка передач, тип |
Пятиступенчатая двухвальная, танковая |
Пятиступенчатая двухвальная, танковая |
[Число передач, вперед / назад |
5/1 |
5/1 |
Механизм поворота, тип |
БФ |
Двухступенчатый ПМП |
Подвеска, тип |
Индивидуальная пружинная |
Индивидуальная торсионная |
Гусеничный движитель, тип |
С кормовым расположением ВК |
|
Гусеница, тип шарнира |
ОМШ |
ОМШ |
Ширина трака, мм |
500 |
500 |
Шаг трака, мм |
172 |
137 |
Радиостанция, марка |
10РТ-26Э |
Р-113 |
Танковое переговорное устройство, марка |
ТПУ-47 |
Р-120 |
Обозначения: НП - нарезная пушка, БФ - бортовой фрикцион, ПМП - планетарный механизм поворота, ВК - ведущее колесо, ОМШ - открытый металлический шарнир;
4/12/V/M/Д/Ж: 4 - тактность; 12 - число цилиндров; V - образное расположение цилиндров: Д - дизель; Ж - жидкостная система охлаждения.