Газотурбинный двигатель ГТД-3Т танка «Объект 167Т».
В состав механической трансмиссии входили: понижающий редуктор с передаточным числом 3,3; трехступенчатая простая коробка передач с инерционными дисковыми синхронизаторами и фрикционными устройствами, работавшими в масле; два планетарных механизма поворота; два серийных бортовых редуктора, заимствованных у танка Т-62; система смазки, совмещенная с системой гидросервоуправления. Особенностью кинематической схемы трансмиссии являлось отсутствие главного фрикциона, функции которого выполняли блокировочные фрикционы планетарных механизмов поворота.
Коробка передач, выполненная в одном блоке с ПМП, обеспечивала три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Включение передач осуществлялось механическим приводом с помощью дисковых синхронизаторов. Принципиальным отличием новых синхронизаторов от существовавших являлось то, что усилие на дисках синхронизаторов создавалось давлением масла и при переключении передач. Механик-водитель прилагал усилие только для перемещения муфты156.
Механизмы поворота — двухступенчатые, планетарные, с металлокерамическими дисками трения, работавшими в масле. Остановочные тормоза — ленточные, сухие, с механическим приводом, имели пластмассовые колодки с высоким коэффициентом трения.
.
Продольный и поперечный разрезы МТО танка «Объект 167Т»
Легкость управления фрикционными элементами механизмов поворота обеспечивалась применением системы гидросервоуправления и смазки (емкость системы — 55 л), в состав которой входили масляный бак и масляный радиатор трансмиссии, а также двухсекционный шестеренчатый насос, имевший привод от передаточного вала коробки передач (устанавливался в нижнем картере коробки передач). Кроме того, для обеспечения нормальной работы системы гидросервоуправления при малых оборотах силовой турбины ГТД был установлен дополнительный насос с приводом от электромотора, который автоматически включался при уменьшении оборотов турбины ниже 6000-7000 мин-1.
В ходовой части машины по сравнению с ходовой частью танка «Объект 167» на вторых узлах подвески дополнительно установили рычажно-лопастные гидроамортизаторы повышенной энергоемкости 4,08-103 кВт (150000 кгс-см) при динамическом ходе опорного катка 242 мм.
Общий вид агрегата воздухоочистки.
Трансмиссии танков Т-62 (вверху) и «Объект 167Т». |
Гидравлический инерционный синхронизатор коробки передач танка «Объект 167Т». |
Как показали сравнительные испытания, средняя скорость танка по грунтовой дороге на 50% была выше, чем у танка Т-62, и на 32% выше, чем у танка «Объект 166М», и составляла 41,2 км/ч. Максимальная скорость по шоссе возросла до 64 км/ч157.
В системе электрооборудования, в отличие от танка «Объект 167», использовался генератор Г-6,5 с приводом от коробки передач, а также были внесены изменения, связанные с особенностями системы пуска газотурбинного двигателя.
Средства внешней и внутренней связи и вспомогательное оборудование остались такими же, как на базовой машине.
За период проведенных испытаний танк «Объект 167Т» прошел 1270 км, а двигатель ГТД-3Т отработал 103,15 ч, из них 60% под нагрузкой. Полученные в процессе работы над машиной результаты в дальнейшем были использованы при проведении ОКР по созданию танка «Объект 166ТМ».
157 При проведении сравнительных испытаний с танками Т-62 и «Объект 166М» в ходовой части машины были установлены гусеницы с РМШ.