Установка сидений экипажа в башне танка «Объект 140». |
Командирская башенка танка «Объект 140». |
За сиденьем механика-водителя, на левом борту, располагались три баллона с углекислотой системы УА ППО и ручной огнетушитель ОУ-2; в днище корпуса — аварийный люк, закрывавшийся броневой крышкой, которая откидывалась на петлях внутрь корпуса (к левому борту). Справа от механика-водителя, на стенке топливного бака, монтировался курсовой пулемет СГМТ. Под пулеметом в районе гильзолентоотвода устанавливалась специальная емкость (ведро) для сбора стреляных гильз и пулеметных лент. Рядом с ней размещался ящик с ночным прибором «Угол». Между магазинами-коробками для пулемета у стенки бака размещались ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 и топливораспределительный кран. На стенке топливного бака, за ящиком с прибором «Угол», крепились автомат системы УА ППО, насос системы ТДА (в носовой части) и бачок с водой системы гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя (над пулеметом на стенке бака).
В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса и башню (боевое отделение было ограничено спереди отделением управления и носовыми топливными баками, а сзади — перегородкой МТО и баками-стеллажами), располагались: основное и вспомогательное оружие с узлами и агрегатами стабилизатора; рабочие места экипажа (наводчика, за ним командира танка — слева от пушки и заряжающего — справа от пушки); приборы управления огнем, приборы наблюдения; средства связи; часть боекомплекта; средние топливные баки-стеллажи (частично), подогреватель с устройством обогрева боевого отделения, нагнетатель системы ПАЗ и другое оборудование. Размеры боевого отделения по сравнению с боевым отделением танка Т-54А были увеличены за счет сокращения объема МТО и использования опоры башни большего диаметра (2250 мм вместо 1816 мм на Т-54А).
Над рабочим местом командира на крыше башни монтировалась командирская башенка с входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В ней размещались прибор наблюдения командира ТПКУ со специальным приводом командирского целеуказания и четыре смотровых призмы, две из которых находились в крышке люка. При ведении боевых действий ночью смотровой прибор ТПКУ заменялся прибором ночного видения «Узор», блок питания которого устанавливался вместо одной из призм. Для подсветки местности использовался прожектор ОУ-3, крепившийся на командирской башенке. Сиденье командира танка с мягкой откидной подушкой имело регулировку по высоте и крепилось с помощью кронштейна к верхнему погону опоры башни. Мягкая спинка сиденья монтировалась на трубе сиденья, что обеспечивало сохранение положения спинки относительно подушки сиденья при изменении его положения по высоте. Подножка командира фиксировалась на кронштейне сиденья наводчика, которое имело быстродействующую регулировку по высоте и при необходимости могло откидываться книзу.
Заряжающий мог вести наблюдение за местностью, используя поворотный смотровой прибор МК-4 в крыше башни над его рабочим местом. В походном положении для заряжающего предусматривалось складное сиденье, служащее ему подножкой при стрельбе из зенитного пулемета. Сиденье имело быструю и удобную регулировку по высоте. При заряжании орудия сиденье снималось и укладывалось в специально предусмотренном для этого месте.
Для предотвращения возможности травмирования наводчика и командира танка между сиденьями и пушкой, а также с левой стороны сиденья наводчика монтировались защитные щитки. Для удобства работы заряжающего боевое отделение оснащалось вращающимся поликом (диаметр 1540 мм). Он имел две опоры — шариковую, в центре которой располагалось ВКУ, и погонную, опиравшуюся на четыре шарикоподшипника, установленных на днище корпуса. Привод к полику осуществлялся через трубу, одновременно служившую для прокладки проводов от ВКУ к башне. Для обеспечения открытия крышки люка запасного выхода в полике имелись выемка и поворотное наружное кольцо, которое легко раскреплялось, обеспечивая поворот полика и расположение выемки над люком. Кроме того, для упора левой ноги наводчика на вращающемся полике был предусмотрен оградительный щиток.
Рабочие места наводчика и командира танка «Объект 140»