Схема топливной системы двигателя танка Т-54М. |
Облегченный опорный каток танка Т-54М. |
Правая и левая передние группы топливных баков танка Т-54М.
Использование в силовой установке более мощного дизеля позволило повысить удельную мощность танка на 12%, что улучшило его динамическую характеристику, особенно на I-III передачах. В совокупности с возрастанием потенциальной энергии подвески за счет увеличения динамического хода опорных катков на 22 мм это привело к росту средних скоростей движения танка (однако при этом была отмечена недостаточная эффективность работы амортизаторов серийной конструкции). В зависимости от дорожно-грунтовых условиях средние скорости движения изменялись в широких пределах — от 7 до 21 км/ч.
В топливной системе двигателя баки были объединены в три группы. Правая группа топливных баков включала правый бак-стеллаж и соединенный с ним передний бак (общая емкость 380 л), левая группа — левый бак-стеллаж и передний бак (общая емкость 220 л); средний бак и три наружных топливных бака составляли одну группу общей емкостью 380 л. Запас хода танка по грунтовой дороге увеличился до 340 км.
В связи с установкой более мощного дизеля надежность агрегатов трансмиссии была сохранена за счет внесения конструктивных изменений в главном фрикционе, коробке передач, ПМП и бортовых редукторах.
Использование в ходовой части облегченных опорных катков со штампованными и литыми дисками и зауженными бандажами (810x150 мм) себя не оправдало вследствие недостаточной прочности. Тем не менее опытное уплотнение опорных катков по сравнению с серийным вариантом показало большую эффективность. Из других внедренных мероприятий по ходовой части хорошо зарекомендовали при испытаниях торсионные валы с увеличенным углом закрутки и уплотнения их роликовых опор.
Для серийного производства были рекомендованы все конструктивные изменения, касавшиеся увеличения боекомплекта пушки, корпуса и башни (облегченные листы кормы, новые подбашенные планки, шариковая опора башни с закалкой погонов ТВЧ, крышка люка командира без задней левой призмы), емкости топливной системы двигателя, динамического хода опорных катков, а также использования более мощного двигателя.
Танк «Объект 141» был создан в 1953-1954 гг. на базе Т-54 в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством исполняющего обязанности главного конструктора А.В. Колесникова, а затем главного конструктора Л.Н. Карцева. Разработка машины велась в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №4169-1631 от 12 сентября 1952 г. В июле 1953 г. на заводе №183 изготовили деревянный макет танка в натуральную величину с установкой макетной пушки Д-54 конструкции завода №9 (главный конструктор — Ф.Ф. Петров). После поступления опытного образца пушки Д-54 в марте 1954 г. в течение мая-октября того же года на заводе произвели монтаж артсистемы в опытном образце танка, который до ноября прошел контрольно-сдаточные заводские испытания. В ноябре 1954 г. танк отправили в Ленинград на артиллерийский полигон (ст. Ржевка), где он по январь 1955 г. прошел испытания стрельбой.
По результатам испытаний пушка Д-54 и стабилизатор вооружения были подвергнуты доработке и к середине ноября 1955 г. вновь установлены заводом №183 в танк, после чего он летом 1956 г. прошел полигонно-войсковые испытания. Дальнейшие работы были прекращены в связи с отработкой двухплоскостных стабилизаторов.
Танк «Объект 141»отличался от серийного Т-54 выпуска 1954 г. только установкой комплекса основного оружия и измененной формой лобовой части башни.
100-мм танковая нарезная пушка Д-54, оснащенная двухкамерным дульным тормозом, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела и одноплоскостным (в вертикальной плоскости) стабилизатором вооружения, монтировалась в башне танка вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом СГМТ. Ее дульная энергия на 30% превышала дульную энергию серийной 100-мм танковой пушки Д-10Т, что обеспечило увеличение начальной скорости бронебойного снаряда с 895 до 1015 м/с и, соответственно, его бронепробиваемость Длина унитарного выстрела с бронебойным снарядом равнялась 1060 мм, его масса — 33,9 кг (масса снаряда — 16,1 кг). Этот снаряд на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенный броневой лист толщиной 235 мм или 85-мм лист, установленный под углом 60° от вертикали. Масса качающейся части пушки составляла 2515 кг (у Д-10Т — 1950 кг).
Танк «Объект 141».
Боевая масса — 36,6 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л. с.); максимальная скорость — 48 км/ч.
Общий вид танка «Объект 141».