Схема броневой защиты танка Т-54 (четвертый опытный образец)
Верхний и средний кормовые листы, имевшие толщину 45 мм и устанавливавшиеся, соответственно, под углами 60° и 17° от вертикали, между собой были сварены «в четверть». Дополнительно соединение верхнего листа с бортами усиливали четыре штифта диаметром 32 мм. В связи с приваркой верхнего кормового листа была изменена балка крыши. В среднем кормовом листе имелся люк с броневой крышкой, крепившейся четырьмя болтами, который предназначался для доступа к болтам крепления оси вентилятора системы охлаждения двигателя. В нижнем кормовом листе были сделаны два овальных лючка, обеспечивавшие доступ к оттяжным пружинам тормозных лент, и один лючок под маслобаком, предназначавшийся для слива масла, а также доступа к масляному фильтру и перепускному клапану. Форкоп для буксировки артиллерийских систем был упразднен.
Существенные изменения (для снижения массы) претерпела башня танка за счет сокращения ее объема и изменения формы. Литой корпус башни имел максимальную толщину брони в лобовой (сферической) части 200 мм, в бортовой —160-125 мм с переменными углами наклона от 0 до 45°, в кормовой — 52 мм. Вварная крыша, сваренная (под углом друг к другу) из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, располагалась с углом наклона вперед 86° и на борта — 82° от вертикали. Диаметр опоры башни в свету увеличили до 1815 мм.
Для повышения защищенности телескопического прицела от поражения пулями и их свинцовыми брызгами его амбразура в башне танка была выполнена ступенчатой формы.
В связи с изменением формы крыши башни изменились конструкция (увеличили высоту) и крепление основания командирской башенки. Для удобства работы командира ввели мягкую обшивку крышки командирского люка, улучшили видимость угломерного круга (удалили перемычку и установили концевые выключатели). Диаметр люка заряжающего увеличили на 50 мм. Кроме того, рабочие места командира и заряжающего оснастили поручнями для дополнительной опоры во время движения танка.
Чертеж корпуса танка Т-54 (четвертый опытный образец).
Для защиты от пыли при совершении маршей ввели установку чехла на броневую маску пушки и лобовую часть башни. Чехол в походном положении надевался на маску пушки с перекрытием амбразур спаренного пулемета и прицела. Для его крепления на лобовой части и крыше башни приваривались специальные бонки. Кроме того, на стыке левого борта башни и крыши, а также лобовой части (с двух сторон от амбразуры пушки) для удобства расположения десанта ввели малые поручни.
В качестве противопожарного оборудования на машине использовались автоматическая углекислотная установка двухкратного действия, обеспечивавшая тушение пожара в МТО, и ручная углекислотная установка для тушения пожара в боевом отделении. В их состав входили четыре баллона с углекислотой, два из которых устанавливались в боевом отделении и два — в МТО. Количество углекислоты в каждом баллоне составляло 3,2-3,8 кг. Для тушения мелких очагов пожара служил ручной тетрахлорный огнетушитель РАВ-3.
Для постановки дымовых завес применялись две дымовые шашки МДШ, крепившиеся на кормовой части корпуса танка и оборудованные системой дистанционного запала и сброса.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи танка по сравнению с опытными Т-54 обр. 1946 г. (машины №3, №4 и №5) остались практически без изменений, за исключением отдельных систем двигателя, агрегатов трансмиссии и гусеничного движителя. В топливной системе двигателя были введены два параллельно включенных фильтра тонкой очистки, емкость внутренних топливных баков приведена в соответствие с заданной в ТТТ — 530 л, а наружных баков (на надгусеничных полках), включенных в общую систему, увеличена со 180 до 201 л. В системе смазки двигателя установили масляный бак емкостью 70 л.
Запас хода танка по шоссе составлял 330 км (по заснеженному шоссе — 243 км), по целине — 160 км. Изменения в трансмиссии были связаны со снижением уровня шума работы входного редуктора, коробки передач и ПМП за счет более качественного их изготовления и сборки (ввели шлифовку зубьев шестерен входного редуктора, части шестерен коробки передач и ПМП). Кроме того, переработали конструкцию синхронизаторов коробки передач.
В гусеничном движителе устанавливались усиленные опорные катки (количество ребер на литых дисках катков увеличили с 10 до 12, изменили материал дисков с литой стали марки 2 на 32X06 с последующей закалкой и отпуском, повысили требования к изготовлению катков в литейном цехе).
Наличие поручней на башне танка обеспечивало возможность размещения (в положении сидя) 15 человек десанта с личным оружием.
Танк Т-54 (четвертый опытный образец) с десантом на министерских испытаниях. 1947 г.