Танк Т-54Б с установкой дополнительных топливных бочек. 1959 г.
Незначительным изменениям подверглись система смазки и топливная система двигателя. Вместо масляного фильтра «Кимаф-СТЗ» ввели масляный фильтр МАФ.
В конце этого же года для увеличения запаса хода танка в кормовой части корпуса стали устанавливать две дополнительные 200-литровые топливные бочки, не включенные в общую топливную систему. В результате запас хода танка по шоссе на одной заправке увеличился до 630-650 км, по грунтовой дороге - до 410-430 км. При этом дымовые шашки снимали со своих штатных кронштейнов и крепили на кронштейнах задних грязевых щитков (в так называемом положении «по-походному»). В боевой обстановке дополнительные бочки снимали, а дымовые шашки БДШ-5 возвращали на свои штатные места и приводили в готовность к применению.
Установка дымовых шашек БДШ-5 на танке Т-54Б по-боевому. На задних подкрылках видны кронштейны для крепления БДШ-5 по-походному.
С 1960 г.:
- ввели защитный кожух для нижнего конца штока исполнительного цилиндра стабилизатора и клапанную коробку с измененной конструкцией золотников и пружин;
- вместо телескопического прицела ТШ2А-22 установили прицел ТШ2Б-22, а также смотровой прибор ТНП-165, который монтировался в крыше башни над телескопическим прицелом;
- в комплекте ОПВТ-54Б стали использовать выпускные клапаны из комплекта ОПВТ-155.
В 1961 г., в связи с введением в боекомплект пушки выстрела ЗУБК4 с кумулятивным невращающимся снарядом ЗБК5 (ЗБК5М), телескопический прицел ТШ2Б-22 заменили прицелом ТШ2Б-32, имевшим дополнительную шкалу для стрельбы кумулятивным снарядом. Кроме того, в боевом отделении установили вращающийся пол новой конструкции (введенный в Т-55). В связи с этим незначительные изменения претерпела и конструкция ВКУ.
В июне 1962 г. с целью улучшения температурного режима двигателя в состав комплекта ОПВТ-54Б ввели новый однолючный чехол уплотнения крыши МТО (по типу чехла комплектов ОПВТ танков Т-55 и Т-62).
В 1964 г. в связи с предполагаемым использованием в боекомплекте пушки выстрела УБР-412П с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом катушечной формы БР-412П вместо телескопического прицела ТШ2Б-32 стали использовать прицел ТШ2Б-32П со шкалой для стрельбы данным типом снаряда.
С августа того же года 7,62-мм пулеметы СГМТ заменили 7,62-мм пулеметами ПКТ.
С июня 1965 г. в комплект ОПВТ-54Б вместо однолючного чехла уплотнения крыши МТО внедрили трехлючный чехол (по типу чехла ОПВТ-166 танка Т-62), который практически не ограничивал скорость машины на суше при движении к водной преграде.
Командирский танк Т-54БК был разработан в 1957 г. как модификация танка Т-54Б коллективом КБ (отдел 520) завода № 183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в Нижнем Тагиле. Ведущим инженером машины был Р.Н. Дыбля. Осенью того же года завод №183 изготовил два опытных образца танка, получившего при разработке обозначение «Объект 137КЦ» (Ц — «Циклон»), которые прошли государственные испытания пробегом на 300 км. Приказом министра оборонной промышленности СССР от 17 октября 1957 г. танк «Объект 137КЦ» внедрили в серийное производство. В течение 1957—1958 гг. завод №183 выпустил 180 командирских машин. В 1958 г. приказом министра обороны СССР №70 танк под маркой Т-54БК был принят на вооружение Советской Армии.
От базовой машины Т-54БК отличался установкой дополнительного оборудования, уменьшенным боекомплектом к основному оружию и незначительными изменениями в конструкции корпуса, связанными с переносом люка запасного выхода на правую сторону днища боевого отделения. По своему дополнительному оборудованию и его размещению (радиостанция Р-112, зарядный агрегат «Урал-180», 10-метровая полутелескопическая антенна) он был аналогичен командирскому танку Т-54АК89.
В боекомплект к пушке Д10-Т2С входили 26 выстрелов (были изъяты укладка на пять выстрелов в нише башни, два выстрела с правого борта и один выстрел с левого борта боевого отделения). Боекомплект к дополнительному и вспомогательному оружию, а также укладка 7,62-мм автомата АК-47 с боекомплектом, ручных гранат Ф-1 и сигнального пистолета с комплектом сигнальных патронов остались такими же, как и в Т-54АК.
89 Впоследствии, при проведении капитального ремонта во второй половине 1960-х гг. на заводах Министерства обороны, на танках Т-54БК зарядные агрегаты «Урал-180» заменили зарядными агрегатами АБ- 1-П/30 с двухтактным карбюраторным двигателем 2СДв мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) и генератором постоянного тока ГАБ-1-П/30 мощностью 1 кВт. Кроме того, позднее в них установили навигационную аппаратуру ТНА-2 «Сетка» и более совершенные средства связи — радиостанции Р-123М и Р-130М с ТПУР-124. -Прим. авт.