Танк Т-54Б был разработан на базе танка Т-54А в 1954-1955 гг. КБ (отдел 520) завода №183 (Нижний Тагил) под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР №1552-545 от 29 марта 1952 г. и №347-205 от 24 февраля 1955 г. (приказ министра обороны СССР №144 от 5 марта 1955 г.) с целью повышения эффективности стрельбы сходу. При проектировании имел обозначение «Объект 137Г2». Первый опытный образец танка с макетом двухплоскостного стабилизатора «Циклон» конструкции ЦНИИ-173 завод №183 изготовил летом 1954 г. Ведущим инженером машины от завода №183 являлся Ю.П. Костенко, по стабилизатору от ЦНИИ-173 - Н.А. Колюбин. По завершении заводских испытаний и доработки конструкции стабилизатора к концу 1955 г. были собраны еще три опытных образца машины, полигонно-войсковые испытания которых завершились в феврале 1956 г. После проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции стабилизатора летом того же года опытные образцы успешно прошли контрольные полигонно-войсковые испытания.
На вооружение танк «Объект 137Г2» под маркой Т-54Б был принят постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1118-581 от 15 августа 1956 г. (приказ министра обороны СССР №152 от 11 сентября 1956 г.). Чертежно-конструкторскую документацию на машину для серийного производства утвердили в сентябре 1956 г., а уже в декабре того же года завод №183 приступил к сборке установочной партии. Серийный выпуск машины на заводе №183 производился с июля 1957 г. по июнь 1958 г. На заводе №174 (Омск) выпуск танка осуществлялся только в III квартале 1957 г., а на заводе №75 (Харьков) — с 1 января 1958 г. по март 1959 г. Всего заводы промышленности изготовили 1555 линейных танков Т-54Б91.
ТанкТ-54Б.
Боевая масса — 36,5 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100 мм нарезная, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя —382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48-50 км/ч.
Первоначально от базовой машины — Т-54А выпуска 1956 г. — танк Т-54Б отличался только установкой 100-мм пушки Д-10Т2С, оснащенной двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон» и конструктивными изменениями, связанными с размещением агрегатов стабилизатора. Однако в процессе подготовки серийного производства танка его конструкция подверглась доработке под установку ночного прибора командира и ночного прицела наводчика, которые вместе с более совершенным прибором ночного видения механика-водителя были приняты на вооружение постановлением Совета Министров СССР №367-179 от 5 апреля 1957 г. Поэтому, в отличие от машин установочной партии, серийные Т-54Б поступали в войска, оснащенные полным комплектом приборов и прицелом ночного видения.
При вождении танка ночью в боевых условиях у механика-водителя вместо левого смотрового прибора устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2. При совершении ночных маршей и расположении механика-водителя по-походному прибор монтировался снаружи танка на специальном кронштейне. Для освещения местности на танке имелись две фары ФГ-10: одна с инфракрасным фильтром, другая — со светомаскировочной насадкой. В случае необходимости для работы с прибором ТВН-2 во вторую фару также мог устанавливаться инфракрасный фильтр.
Для обеспечения безопасной работы заряжающего пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика. Для предотвращения поломки деталей пола в случае заклинивания вращающейся платформы на ее верхнем погоне устанавливалось кольцо сдающего звена. Применение вращающего пола потребовало изменения формы люка запасного выхода (срезали задний правый угол) и укладки одного артиллерийского выстрела на моторной перегородке. Люк запасного выхода и форсуночный подогреватель располагались на днище боевого отделения слева по ходу танка, а справа в заднем углу — баллоны ППО. На крышке люка с помощью ремня крепилась одна магазин-коробка к пулемету ДШК.
Общий вид танка Т-54Б установочной партии, 1956 г.
91 Без учета машин, предназначавшихся для переоборудования в командирские танки и использованных под оснащение плавсредствами ПСТ-54 (данные по их выпуску приведены отдельно. — Прим. авт.). С учетом всей этой номенклатуры было изготовлено 1808 танков Т-54Б.