Танк Т-54 обр. 1951 г., оборудованный под установку минного трала ПТ-54.
Танк Т-54 обр. 1951 г. выпуска 1953 г., оборудованный под установку минного трала ПТ-54. |
Конструкция нового стопора башни танка Т-54 обр. 1951 г. |
В 1954 г.:
- с 1 января дистанционные капиллярные контрольно-измерительные приборы (термометры воды и масла, манометр масла) и тахометр с гибким валом ввиду низкой эксплуатационной надежности (особенно при низкой температуре окружающего воздуха) и малого срока службы заменили электрическими контрольно-измерительными приборами (термометры ТУЭ-48Т, манометр ТЭМ-15 и тахометр ТЭ-3), которые имели значительно больший гарантийный срок службы (250 ч вместо 100);
- изменили конструкцию задних грязевых щитков, которые стали откидными, а в нижнем положении поджимались торсионами;
- с апреля стали устанавливаться регулируемые входные и выходные жалюзи;
- в июне для уменьшения инерционных масс, влиявших на работоспособность деталей привода вентилятора системы охлаждения двигателя, ввели 18-лопастной (дюралюминиевый) вентилятор вместо 24-лопастного;
- ввели новый диск направляющего колеса с целью снижения трудоемкости при отливке, а также дли очистки беговых дорожек траков от ледяной корки;
- для защиты арматуры форсуночного подогревателя от ног членов экипажа, а также от экстрактированных гильз артиллерийских выстрелов установили защитный съемный кожух;
- для уменьшения усилия в погоне при вращении башни вместо цельного сварного сепаратора ввели разрезной сепаратор, состоявший из десяти отдельных сегментов;
- в июле в виду увеличения боекомплекта к зенитному пулемету ДШК до 500 патронов уменьшили число ручных гранат Ф-1 до 20 шт.
- вместо аккумуляторных батарей 6СТЭН-140М стали использоваться батареи с мипластовой сепарацией 6МСТ-140. В результате этого, а также повышения качества деревянных футляров и мастики срок службы аккумуляторных батарей увеличился до 1000 ч работы двигателя. Однако замена деревянной сепарации мипоровой незначительно ухудшила электрические характеристики батарей при низких температурах окружающего воздуха;
- установили защитные планки подбашенного листа цельнолитой конструкции с ребрами жесткости;
- ввели единую рукоятку взвода пулемета ДШК с повышенной конструктивной прочностью;
- внедрили запор крыши над радиатором улучшенной конструкции, обеспечивавший возможность закрывания запора без помощи болта;
- на корме башни ввели задний фонарь. Вместо задних дистанционных фонарей установили габаритные фонари ГСТ-49. Для удобства работы экипажа сиденье заряжающего сделали регулируемым по высоте (для ведения стрельбы из пулемета ДШК) и установили подножку для наводчика. В главном фрикционе стали использоваться 17 дисков трения (9 ведущих и 8 ведомых) вместо 15. Величину поджатия пружин, сжимавших пакет дисков, уменьшили на 1 мм, а в выключающем устройстве фрикциона установили новый шарикоподшипник с маслозащитной шайбой. Новый главный фрикцион в сборе был взаимозаменяем с главным фрикционом прежней конструкции. Кроме того, в коробке передач вместо латунных конусов стали применяться стальные конусы синхронизаторов;
- вместо гребневого стопора башни установили штыревой, обеспечивавший ее стопорение в двух положениях — пушкой вперед или назад. Введение более мощного стопора башни, удерживающего ее при напоре воздушной волны с давлением до 353 кПа (3,6 кгс/см2), было обусловлено результатами воздействия ударной волны ядерного взрыва на танк Т-54, полученными во время испытаний. Закалка верхнего и нижнего погонов опоры башни осуществлялась ТВЧ (вместо ранее использовавшейся закалки кислородно-ацетиленовым пламенем);
- усилили крепление стеллажа под выстрелы в кормовой части башни, а также хомуты крепления выстрелов;
- резиновые прокладки, упоры люков, шланги системы охлаждения стали изготавливаться из морозостойкой резины;
- внедрили бакелитирование внутренней и наружной поверхностей воздухоочистителя и внутренней поверхности топливных баков;
- для удобства определения дальностей до цели на сетке прицела ТШ2-22 и в поле зрения прибора ТПК-1 стали наносить дальномерные линии, с помощью которых можно было замерить дальность до цели, высота которой равнялась 2,7 м;
- вместо пулезащитных планок в амбразуре прицела ТШ2-22 установили пулезащитное кольцо;
- применили закалку ТВЧ конусов синхронизаторов коробки передач;
- для исключения изгиба балансиров подвески первых опорных катков на бортах корпуса стали привариваться специальные ограничители.
Конструкция входных и выходных жалюзи танка Т-54 обр. 1951 г. до и после изменения.
Узел подвески переднего правого опорного катка танка Т-54 обр. 1951 г.
Топливная система двигателя танка Т-54 обр. 1951 г. |
Система смазки двигателя танка Т-54 обр. 1951 г. |
Укладка ЗИП на танке Т-54 обр. 1951 г.
Изменения в установке ТПУ-47 заряжающего танка Т-54 обр. 1951 г.